В канун празднования Дня Воздушного Флота стоит напомнить, что один из основателей русской авиационной и космической школы несколько лет жил в нашем городе и учился здесь.
С рельсов – в небо
Школьное образование, бесспорно, во многом определяет дальнейший путь молодого человека. Будущий признанный ученый в области воздухоплавания и авиации Николай Рынин оказался в Симбирске в шестилетнем возрасте в 1883 году после смерти отца. В нашем городе жили родственники матери Николая. Эта, пусть и печальная, связь навсегда вписала имя будущего ученого в историю нашего края. В Симбирске он прожил около 13 лет, получив образование в нашей классической гимназии.
Уже в учебном заведении, рассказывает заведующая музеем «Симбирская классическая гимназия» Ирина Макеева, Николай Рынин проявил себя как многосторонне одаренный молодой человек. Он хорошо постигал математику, физику и даже черчение, но при этом увлекался музыкой и играл в школьным оркестре на скрипке.
Музыкой в дальнейшем, правда, заниматься ему не пришлось, а вот книги, которыми зачитывался юноша, похоже, сказались на дальнейшем выборе его жизненного пути.
«Особенно нравились мне сочинения Жюля Верна, Майна Рида и Густава Эмара», – вспоминал он позже, когда уже сам пытался воплощать в жизнь высказанные Жюлем Верном фантастические идеи.
После окончания гимназии Николай поступил в престижнейшее тогда учебное заведение – Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге. В пору промышленного переворота и серьезных открытий в него стремились молодые люди, готовые сами двигать науку. Рынин в институте, как и в гимназии, отличался успехами. Он как особо успевающий получал стипендию и дважды ездил во Францию для изучения технического оборудования и работы на железной дороге слесарем, кочегаром и помощником машиниста. Кроме того, увлечение черчением и начертательной геометрией дало возможность студенту самому давать платные уроки товарищам и иметь средства на жизнь. Позже начертательной геометрии Николай Рынин посвятил несколько научных работ.
Ну а пока его, студента пятого курса, стали признавать как специалиста-железнодорожника. Оренбургско-Ташкентская железная дорога заказала студенту проект ледореза моста через реку Урал, затем Рынина приняли на работу в технический отдел службы пути Николаевской железной дороги. Для нее молодой инженер составлял проекты мостов, эстакад, водоснабжения зданий и даже занимался системой освещения Московского вокзала в Санкт-Петербурге во время его реконструкции, за что получил орден Святого Станислава III степени.
Но вскоре молодой специалист подал в отставку и перешел с железной дороги на должность адъюнкта в институте. Многообещающей карьерой в проектировании железнодорожных путей и зданий Николай Рынин сознательно пожертвовал ради другой темы, гораздо более занимавшей его ум, – воздухоплавания.
Продвигал идеи Циолковского
Эта тема заинтересовала Николая еще в институте. А в 1908-1909 годах он стал руководителем институтского кружка по изучению воздухоплавания. Кружок издавал журнал «Аэромобиль», где публиковались работы студентов и преподавателей и новости о первых полетах.
Вскоре в воздух поднялся и сам ученый. В 1910 году он обучался при всероссийском аэроклубе и военно-воздухоплавательной школе на пилота аэроплана, дирижабля и воздушного шара. Знакомство с небом не всегда было удачным. Как вспоминал сын ученого Лев Рынин, друживший с музеем гимназии и передавший в Ульяновск архивы отца, однажды после подъема Николая на воздушном шаре над Финским заливом его начало сносить сильным ветром, и он смог спастись только чудом.
В эти годы Николай Рынин защитил уже вторую диссертацию, посвященную теме давления ветра на здания. Революционные события в стране на его занятии наукой не сказались. Даже наоборот, новая власть понимала значение авиации в будущем и позволила ученому продолжить свои труды. Он принимал участие в организации народного аэротехникума и школы летчиков-наблюдателей в Петрограде, а затем при родном институте создал факультет воздушных сообщений, в котором стал деканом.
Одновременно ученый, понимая ограниченность возможностей винтомоторных самолетов, предсказывал развитие реактивной техники. По этой теме он по переписке много общался с Константином Циолковским. Позже Константин Эдуардович выражал в письмах признательность своему коллеге за поддержку: «Вы, Перельман и Рюмин – первые поддержали мои работы. Фактически, больше всего я обязан Вам, Вашим трудам, жертвам и смелости», – писал Константин Циолковский Рынину в 1932 году.
Ракетной технике и космическим полетам Николай Рынин посвятил более 40 работ, один из самых серьезных трудов среди них – энциклопедия «Межпланетные сообщения». Одновременно Рынин продвигал идеи Циолковского, в частности, в 1931 году, к 75-летию ученого и изобретателя, издал посвященную ему книгу.
Сам Николай Рынин в 64-летнем возрасте умер в эвакуации в Казани в 1942 году, где и похоронен. К сожалению, в Ульяновске напоминаний о связи с ученым-сподвижником Циолковского не так много. Зато в космосе, к которому всю жизнь стремился Николай Алексеевич, осталось его имя – в честь нашего земляка назван кратер на обратной стороне Луны.
Лидия Пехтерева