110 лет исполнилось недавно со дня рождения писателя Андрея Платонова. Юбилей отмечала культурная общественность всей страны, но Ульяновск остался в стороне. Между тем к нашему краю в творчестве писателя ведут не то чтобы следы – целая тропинка.
В 1930-е годы Андрей Платонов в качестве журналиста выполнял задания нескольких редакций газет и журналов – писал очерки о ходе коллективизации в стране, появлении в колхозах машинно-тракторных станций (МТС). Для получения материала с места событий ему пришлось немало поездить. За путешествиями можно проследить по дневниковым заметкам писателя. Ульяновцам стоит особое внимание обратить на четвертую и пятую книжки дневников – именно в них попали записи о пребывании на ульяновской земле в 1930 и 1931 годах.
Платонова главным образом интересовало ульяновское Заволжье. Первые МТС стали появляться у нас как раз в 1929-30 годах. Наибольшее внимание в журналистской работе он уделил Чердаклинской и Якушкинской МТС. На материалах ульяновских командировок Платонов написал как минимум два очерка – «За большевистского счетовода в колхозе» и «По Заволжским МТС».
Но как писатель, собирая материалы для журналистской работы, он не мог пройти мимо обычной жизни людей. Платонов внимательно присматривался к тому, как идет коллективизация, тем более в многонациональном регионе, записывал эпизоды, факты, высказывания, обороты речи, характерные для нашего края. Эти детали затем всплыли в литературных произведениях. Литературоведы обнаруживают их в произведениях «Ювенильное море» и «Котлован».
К примеру, в четвертой записной книжке есть строчка: «Когда у кого рождаются дети: у вальщиков в сентябре и т.д.». А в «Ювенильном море» Умрищев рассуждает на эту тему: у гробарей дети рождаются весной, у вальщиков – среди лета, у шоферов – зимой. Подобные ниточки рассыпаны по многим произведениям писателя. Но нам интересны не только они, а и сами дневниковые заметки с деталями о прошлом нашего края – ведь Платонов стал свидетелем непростого для села процесса принудительной коллективизации.
Например, он записал информацию о бунте против обобществления крестьянской собственности в селе Средний Сентемир -бунт, по свидетельству писателя, подняли муллы, напугав жителей грядущим обобществлением женщин. «Средний Сентемир -колхоз «Путь Ленина» – восстания. Классический пример сочетания правого и левого уклонов. Перегибщики обобществляли кур, а муллы говорили, что и жен обобществят. Процесс перегибного обобществления все увеличивался, чем доказывал в глазах даже бедноты «справедливость» мулл. На основе кур муллы подняли массы. Восстания в двух селах. Это дало дрожь по всему району. Было это в марте… Население против МТС, против колхоза, против советской власти. Ходят толпами. Все враз вышли из колхоза. Осталась лишь номинальная группа бедняков и комсомольцев. МТС не сдалась: она послала тракторные отряды под охраной в эти бушующие села. В трактористов начали бросать топоры. Одного поранили. Директора избили. Трактора все же вспахали. Настроение изменилось: пахота отличная. Куриный вопрос разрешился машиной. Курица не сумела склевать трактора», – записано в дневнике.
Трактора, свидетельствуют записи Платонова, вообще в корне меняли ситуацию на селе. Правда, для их нормальной работы не хватало машин техпомощи, без которых трактора вставали. «Отсутствие автомобиля – обрыв цепи механизированного производства… МТС без автомобиля – это трактор без руля», – значится в записях.
Людям же и с техникой приходилось несладко, о чем свидетельствуют многочисленные детали. «Люди в колхозе, даже при неурожае, стесняются жаловаться», – записывает однажды Платонов. «Земельная перегруженность всюду. Работают в Чердаклах даже дети. Единоличники недогружены. Село реакционное. Вопросы распределения дохода неясны. Чердаклинский «Путь Ленина» объявил себя ударным (работа 17 час), ввиду того что людей не хватает: нужно 800 человек, имеется 300», – продолжает он. Хотя жалобщики все равно находятся. «Дай кусок сахару, а то выйду из колхоза! Я и вошел в колхоз из-за сладкого! Исключительно!.. Прежде, чем проводить соцсоревнование, дайте мне все: еду, сапоги, голова болит о голодной семье», – цитирует писатель работников и делает вывод, что «сахар, обувь, мануфактура решают теперь дело коллективизации наравне с трактором».
Лидия ПВХТЕРЕВА.