ИЗ КНИГИ «ПУТЕВОДИТЕЛЬ: ВОЛГА, КАМА, ОКА, ДОН. 1955 ГОД” (окончание).
Пройдем к Новому Венцу, где возвышается памятник Ленину. Чугунная ограда отделяет откос от бульвара. На него выходят фасадами дом с массивными колоннами – сельскохозяйственный институт и здание краеведческого музея, построенное в 1915 г. на средства, собранные по всероссийской подписке в память Гончарова. При музее есть “Гончаровская комната”. Здесь же помещается художественный музей, где собраны обширные коллекции живописи и фарфора. По бульвару идем к обелиску с надписью: “Героям-красноармейцам, погибшим в боях за освобождение Симбирска от белых банд 12 сентября 1918 г.”.

Обелиск установлен в 1920 г. на могиле 44 бойцов 1-й Революционной армии. Эта армия, комиссаром которой был В.В.Куйбышев, вела ожесточенные бои город. Симбирск удалось освободить в тревожные дни, когда жизни Владимира Ильича, раненого эсеркой-террористкой Каплан, угрожала большая опасность. “Дорогой Владимир Ильич! Взятие Вашего родного города – это ответ на Вашу одну рану, а за вторую – будет Самара!” – телеграфировали в Москву освободители Симбирска.

Владимир Ильич послал на имя Куйбышева телеграмму: “Взятие Симбирска – моего родного города – самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны. Я чувствую небывалый прилив бодрости и сил. Поздравляю красноармейцев с победой и от имени всех трудящихся благодарю за все их жертвы”.
Деятельное оживление царит на улицах Ульяновска. Автобусы и трамвай связывают центр города с районами, где вокруг заводских корпусов выросли социалистические городки. За последние годы в Ульяновске появилось много новых улиц. Быстро растут городские кварталы за Свиягой: туда переселяются жители приволжского подгорья, которое попало в зону затопления Куйбышевским морем. Засвияжский рабочий поселок, отлично распланированный, с широкими улицами и площадями превращается в один из наиболее благоустроенных районов Ульяновска. Через Свиягу строится мост для трамвайного и автомобильного движения.
Промышленная продукция Ульяновска выросла по сравнению с дореволюционной в сотни раз. В городе работает свыше 60 предприятий, оборудованных по последнему слову техники. Ульяновск стал городом машиностроения, электроприборостроения. Его предприятия выпускают станки, электромоторы, малолитражные двигатели. В Ульяновске несколько предприятий легкой и пищевой промышленности, в т. ч. рыбный завод, маслозавод, холодильник. Строится кожевенно-обувной комбинат, который будет выпускать 4,5 млн пар обуви в год.
Раньше жители Симбирска, желавшие получить высшее образование, ехали в Москву, Петербург или Казань. Теперь в Ульяновске три высших учебных заведения. Дворец книги насчитывает более 400 тыс. томов. Это – настоящая сокровищница, начало которой было положено личной библиотекой Карамзина. В городе, кроме драматического театра, есть филармония, несколько кинотеатров.
Недавно Ульяновск получил новый железнодорожный вокзал. В его центре – башня со шпилем, завершенным звездой в обрамлении серебряных снопов. Три корпуса – центральный и два боковых – предназначены для пассажиров, комнат бытового обслуживания, читального зала. Из вестибюля пассажир по гранитной лестнице поднимается на 2-ой этаж в Ленинскую галерею. Здесь выставлены экспонаты, характеризующие детские и юношеские годы В.И.Ленина, жизнь семьи Ульяновых в Симбирске. На Привокзальной площади открыт памятник В.И.Ленину. Скульптура из красного гранита изображает Владимира Ильича в гимназические годы. В недалеком будущем город получит еще один вокзал – водный. Его здание, украшенное вдоль фасада монументальными колоннами, будет обрамлено с боков легкими башнями. Новый вокзал строится довольно далеко от места, где стоит дебаркадер пристани Ульяновска. Но уровень Волги плотина Куйбышевской ГЭС поднимет на 20 м., и вода подойдет к портовым сооружениям, разлившись вширь на 8 км. От волн Куйбышевского моря Ульяновский порт защитит дамба волнолома. Ее длина – почти 2 км. Портовые причалы располагаются на искусственно намытой территории. 10 портальных кранов будут разгружать стоящие в порту суда. Грузооборот Ульяновского порта вчетверо превзойдет грузооборот нынешней пристани. План реконструкции города отражает историческое значение Ульяновска. Центром города будет окруженная монументальными зданиями площадь Ленина.
Прощаясь с городом, мы с Венца еще раз бросаем взгляд на Волгу. Наш теплоход отходит от причала. Теперь Ульяновск виден гораздо лучше, чем при подходе с верховьев, когда гребень Венца закрывал город. Минуем район гидротехнических и строительных работ, связанных с реконструкцией мостового перехода через Волгу. Она стала необходимой из-за подъема вод Куйбышевского моря. За городом начинается высокий обрывистый берег. Здесь, около Киндяковской рощи, – места, которые Гончаров описал в романе “Обрыв”. В районе Киндяковки – крупный железнодорожный узел и поселок, улицы которого носят характерные названия: Диспетчерская, Локомотивная…
Вскоре за Ульяновском на правом берегу начинаются меловые обнажения с редкой растительностью. На некоторых холмах разбиты сады. Приречные пункты в Ульяновской области немногочисленны. После пристани Шиловка с карьерами и меловым заводом судно останавливается возле Сенгилея. Неподалеку расположены крупный цементный и трепельный заводы. В Сенгилеевском районе строится завод силикатного кирпича. Часть Сенгилея перенесена на новое место. Там уже разбиты улицы, состоящие из стандартных разборных домов. Реконструкция города предусматривает создание центра с административными зданиями, кино, школой, Домом культуры. Планируется разбивка городского парка. Ниже Сенгилея в Волгу впадает река Большой Черемшан. Эта река, низовья которой превратятся в залив Куйбышевского моря, станет на значительном протяжении судоходной; пароходы смогут подниматься до города Мелекесса. Часть кварталов Мелекесса ограждается дамбами. Берега рек Мелекесски и Черемшана в черте города поднимаются и укрепляются.
Москва, “Речной транспорт”, 1955 год.
Примечание. А интересно было бы увидеть тот проект речного вокзала – с монументальными колоннами и башнями по бокам. Никому не попадался? И, кстати, не подгадывал специально, но именно сегодня – годовщина начала строительства Куйбышевского водохранилища (21 августа 1950 года).
Не надоели длинные тексты? Есть у меня в запасе еще один путеводитель – 1968 года. Более поздние брать не будем и сделаем небольшой перерыв на другие темы. А нет желания читать – просто смотрите фото.

ОПЯТЬ та же история: некоторые фотографии не загружаются! Не смог включить в подборку 2 прекрасных фото: Гончаровская комната в Краеведческом музее и Гончаровская беседка, оба – 1955 года.

5

6

8

9

10

11

12

13