Проект декларации градостроительного развития Ульяновской области разработан рабочей группой по градостроительной политике региона.
С документом можно ознакомиться на сайте регионального минстроя http://www.build.ulgov.ru. Положения его гуманны и направлены на то, чтобы сделать город максимально комфортным для человека. Увы, зачастую градостроительная политика действует вразрез с ними, что странно: наверняка ее авторы – те же люди, которые сегодня разрешают строителям заходить на зеленые зоны, возводить высотные здания, и более того – настойчиво рекомендуют увеличивать количество парковочных мест.

Первое, о чем говорится в декларации – приоритет пешехода и особая организация городской среды. Один из принципов нового урбанизма – пониженная этажность жилых домов, не более шести-восьми этажей. Он смыкается с другим принципом – безопасности и публичного контроля.

«Повышение этажности жилых домов до 13-30 этажей значительно увеличивает количество преступлений в лифтовых холлах и лестничных клетках», – говорится в декларации. При этом не далее как неделю назад на заседании Единого градосовета области никто не возразил против строительства двух (а в перспективе – еще двух рядом) 24-этажек на улице Кирова и целого квартала в новом городе с домами высотой до 21 этажа.

В приоритете – развитиеэлектротранспорта и велосипедного движения. Отличная идея, но давно ли горожане отстояли большой участок трамвайных путей в центре города?

А велосипедистам «нарисовали» карту велотуризма по области, но велодорожек при этом на трассах не появилось.

И в черте города велосипедистам приходится ездить по тротуарам, что не радует ни их, ни прохожих. Чего от строителей требуют уже сейчас, так это доступности новых объектов для пешеходов, большой безопасной зоны у новых зданий и возможности беспрепятственного доступа для маломобильных граждан.

Предлагается концепция «творческого города», подразумевающая вовлечение населения «в процессы выработки и принятия решений по обустройству города». Пока, несмотря на якобы существующие общественные слушания и избранный общественный градостроительный совет, люди узнают о грядущих переменах последними, а попытки оградить от вмешательства в их более-менее комфортную среду проживания или кончаются ничем, или имеют результат благодаря громкому скандалу. Так, несмотря на заверения представителей власти муниципального и регионального уровня, обещания депутатов ЗСО, строится очередной торговый центр на Московском шоссе перед домами № 61 и 63. Минувшим летом с трудом удалось отстоять тенистую аллею на улице 12 Сентября, где прямо за забором детского сада, посреди зеленой зоны, планировалось строительство двухэтажной аптеки. Декларируется «прямое участие общественности в формировании облика общественных мест», но группа ульяновцев уже более года ходит по разным инстанциям, тщетно пытаясь «выпросить» у властей достойное место для памятника жертвам политических репрессий.

«Транспортные планировщики из многих стран пришли к единодушному признанию того факта, что города с автомобильным доминированием не могут быть удобными для жизни», – сообщает декларация и выдвигает решения, «сдерживающие использование автомобилей». Например, расширение сети пешеходных улиц, но у нас одну только улицу Федерации уже более 15 лет пытаются сделать пешеходной, и пока безрезультатно. Пункт о постепенном сокращении парковочных мест идет вразрез с настойчивой рекомендацией чиновников только наращивать их количество. При этом парковок катастрофически не хватает, и автомобилисты все чаще паркуются на газонах и во дворах вблизи от детских площадок.

Жителей города и области приглашают принять участие в обсуждении проекта декларации, направляя предложения и замечания на электронный адрес министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области 410346@mail.ru. Мыслей там хороших немало, но как бы они так и не остались на уровне декларирования.

Анна Михайлова