Уборочная страда, как и в прошлые годы, обернулась для свекловодов области сильной головной болью. Не удивительно, что на встрече с ними, которая состоялась 25 октября в рамках рабочей поездки губернатора области Сергея Морозова в Цильнинский район, кипели нешуточные страсти.

Проблемы с уборкой свеклы делают её бриллиантовой

По причине проливных дождей к уборке корнеплодов приступили с большим опозданием. Но и это не самая большая беда. Федеральное правительство, декларируя необходимость поддержки хлеборобов, как-то «забыло» про свекловодов. «Рассеянность» дала о себе знать очень быстро.
Не будем далеко ходить за примерами. Возить свёклу из хозяйств Заволжской зоны на Ульяновский сахарный завод (далее завод – авт.) автомобильным транспортом накладно: сотни большегрузов, тысячи тонн «горючки», зарплата водителям, командировочные расходы, потери времени в очередях под разгрузку … Но и железная дорога становится не дешевле. Проблем с вагонами нет. Однако тарифы на перевозку грузов немыслимые. Достаточно сказать, что, например, перевозка одной тонны сахарной свеклы из Чердаклов в Цильну обходится сегодня крестьянину в 350 рублей. Так что, как видите, свекла делается не только сахарной, но и бриллиантовой. Несмотря на заверения федеральных чиновников в совершеннейшем к аграриям участии цены продолжают расти. По признанию Сергея Морозова никто, даже наверху, не может понять причины ценовой вакханалии, а об её последствиях приходится только догадываться.
Примерно то же самое можно сказать о «горючке». Мало того, что в самый разгар уборки у Роснефти случились перебои с 92-м бензином и дизельным топливом, в том числе отпускаемым по коммерческим ценам, но и стоимость дизеля полезла вверх.
Не легче на местах. Многодневные дожди превратили свекольные поля в непроходимые болота. Каждый КАМАЗ, рискнувший подобраться к буртам, приходится вытаскивать «на сушу» двумя мощными тракторами. Понятно, что в этих условиях машины в считанные дни выходят из строя.
На границах автодорог и полей «лютуют» представители дорожных служб и ГИБДД. Их понять можно: безопасность движения превыше всего. Представьте себе, вытаскивают на дорогу гружёную махину, «с ног до головы» облепленную грязью, за ней другую, третью, сотую … Нетрудно представить, во что превращается трасса на пути их следования. Мыть машины, особенно днище, нереально: не отмоешь, да и автотрассы «поплывут». Выход один, до конца уборки «уживаться», терпеть друг друга.
А пока что водители попросту отказываются работать на вывозке. Городских не дозовёшься ни за какие деньги: едва глянув с асфальта на море грязи, они тут же спешат обратно в областной центр. Автомобилей не хватает и по другой причине. Большинство из них сейчас заняты на подсолнечнике. В отличие от свеклы, его в поле не оставишь: осыплется. Потребуется ещё 10-12 дней, чтобы выбрать всё до зёрнышка и перебросить машины на сахарную свёклу. А как быть до этого времени? Вопрос, однако. Министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин предлагает выкапывать свеклу и оставлять в буртах. Когда первые заморозки «схватят» землю, проблем с перевозками не станет. У него есть оппоненты. Они доказывают, что через два-три месяца, что свекла будет в буртах на поле, она потеряет до половины своего сахара и будет некондиционной, а это для свекловодов большие потери. Остаётся одно: вывозить. Замкнутый круг …

В очереди на переработку

Но больше всех проблем крестьян «достают» отношения с заводом. Идёт год за годом, а между ними, похоже, до сих пор нет ни единства, ни понимания. Вот и в этот раз взаимным претензиям не было конца. Переработчики бодро отрапортовали, что предприятие работает в штатном режиме и вышло на суточную переработку в объёме до 4,3 тысячи тонн. Переработано уже более 120 тысяч тонн корнеплодов. Ещё 180 тысяч заготовлено для переработки. В день с полей завода и его торгового дома поступает шесть-семь тысяч тонн. А вот хозяйства Цильнинского района работают плохо. Движения на их полях не видно. Среднесуточных запасов продукции на кагатном поле для нормальной работы предприятия они не обеспечивают. Дополнительные комбайны для уборки свеклы найти можно. Завод готов выдать гарантии на оплату их аренды. Но в районе никто не шевелится.
У свекловодов свои претензии к переработчику. Их выразил глава администрации Цильнинского района Ханяфи Рамазанов. У района самая большая площадь сахарной свеклы – 13 тысяч гектаров. Из них половина уже убрана. Через две недели уборка должна быть завершена полностью. На уборке корнеплодов заняты более 40 комбайнов, 15 из которых куплены в нынешнем году. Технологии отработаны. Применяется 14 гибридов: такого нет даже в институтах. Выращена целая плеяда фермеров, способных преодолевать любые трудности. Разработана и действует программа по увеличению посевов сахарной свеклы с тем, чтобы полностью удовлетворить потребности завода за счёт цильнинских корнеплодов.
Но радоваться особо нечему. Острые углы с приёмкой сахарной свеклы на переработку были всегда. Нынешний год исключением не стал. Уборка показала, что на Буинском сахарном заводе в Татарстане загрязнённость цильнинской сахарной свеклы оценивают в 14%, у себя в районе переработчики дают ей 30% «грязи». Напротив, сахаристость ставят на 1,22% меньше, чем в Буинске. В итоге вместо прибыли район потерял на сдаче свеклы заводу уже 103 млн рублей. Один СПК «Волга», сдав заводу три тысячи тонн, не досчитался 600 тысяч рублей. И что никогда не было, из восьми тысяч тонн пять тысяч отправил в Буинск. А всего свекловоды района сдали туда уже 15 тысяч тонн.
Объяснить такую «метаморфозу» представители предприятия не смогли. Ханяфи Рамазанов, напротив, высказался определённо. Когда вскрылись неприглядные факты, пошёл большой шум. К решению спорной ситуации подключился Александр Чепухин. Завод пошёл на попятную. Но это не дело всю жизнь доказывать свою правоту скандалами. Должна быть система деловых отношений. Завод гнобить нельзя: за него душа болит, район строил его своими руками. Он является крупнейшим налогоплательщиком. Но и терпеть издевательства над фермерами и здравым смыслом никому не будет позволено. Нельзя пренебрежительно, «через губу» разговаривать с фермерами, отказывать им в помощи, избегать встреч. Пора устранять трения, выстраивать совместную работу на благо района и области. Завод, видите ли, хочет нормально жить. Но этого же хотят и фермеры. Значит, надо сотрудничать, а не выкручивать друг другу руки.
Труднее всех приходится, пожалуй, губернатору: конфликт давно вышел за рамки локального, а гасить его приходится на региональном уровне. Сергей Морозов видит ситуацию по-своему. Он так и говорит, обращаясь к руководителям района: «Что, значит, обман? Ставьте в лабораторию и на весы своих людей. И не будет вопросов. Нельзя же всё время вести разговор на уровне, что кто-то кому-то не нравится. Надо усвоить, что каждый будет возить свою продукцию туда, куда и где ему выгодно. Это законы экономики. Сегодня перед нами одна главная проблема: на полях горы свеклы. Мы не имеем права дать ей погибнуть».
Договорились таким образом. На региональном и районных уровнях решаются вопросы с дорожниками и органами ГИБДД. Александр Чепухин, в свою очередь, незамедлительно встречается с транспортниками областного центра для решения вопроса оказания помощи сельчанам на вывозке сахарной свеклы к месту переработки. Губернатор, помимо всего, постарается добиться встречи с руководством РЖД для обсуждения и решения проблемы немыслимо высоких тарифов на перевозки грузов. Вопросы, не терпящие отлагательства и вмешательства первых лиц области, будут, как и прежде, решаться в рабочем порядке.
Встреча, несомненно, пошла на общую пользу и, похоже, приведёт стороны к правильным выводам. Дело за результатами. Они должны последовать очень быстро: осень и уборка ждать не будут.

Виктор Никитин