В течение двух минувших лет Ульяновская область в тесном взаимодействии с министерством регионального развития Российской Федерации организовала и провела целую серию мероприятий по включению расположенных на её территории моногородов в официальный перечень многопрофильных населённых пунктов России. Результатом напряжённой работы стало включение городов Инзы и Новоульяновска, а также посёлка Силикатный Сенгилеевского района в федеральный реестр. Такая мера позволит Ульяновской области претендовать на получение финансовой поддержки для социально-экономического развития моногородов.
Здесь требуется пояснение. В Российской Федерации 745 моногородов с численностью населения от 10 до 50 тысяч человек. Из них 80 приходятся на Приволжский федеральный округ. До недавнего времени в России не существовало единого реестра моногородов, как не было и чёткого понятия «моногород», а также единой системы нормативно-правовых, административных и экономических мер по решению их проблемы. В Российской Федерации под понятием «моногород» понимался, чаще всего, «город-завод». Для понимания проблемы сошлёмся на мнение эксперта факультета региональной экономики и управления Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Ольги Амельченковой. Она даёт такое определение: «Моногорода – это населённые пункты, бюджеты и основные доходы населения которых зависят от одного или нескольких схожих предприятий, относящихся к одной отрасли или обслуживающих один узкий сегмент отраслевого рынка».
Минрегионразвития выделяет основные направления государственной поддержки моногородов России. В их основу легли три стратегии. Первая – закрытие населённого пункта с переселением его жителей в том случае, если город признан неперспективным. Вторая – перепрофилирование моногорода на открытие новых производств. Третья – государственно-финансовая поддержка моногородов, находящихся в критической ситуации. Как увидим несколько позднее, моногорода Ульяновской области больше подпадают под третью категорию.
Эксперты упомянутого нами университета классифицируют моногорода по нескольким признакам: численности населения – малые средние, большие, крупные, крупнейшие. Формально, чем меньше моногород, тем более в тяжёлой ситуации он находится. Моногорода нашего региона относятся именно к таким. Экономика крупного города более устойчива. Помимо того, моногорода классифицируются по отраслевой, промышленной и непромышленной принадлежности. А также по степени удалённости от крупных экономически развитых центров, способу «зарождения» критической ситуации, перспективам развития, то есть как перспективные и неперспективные.
Свои критерии выработало и Минрегионразвития. Так, например, больше четверти всего населения моногорода должно работать на одном или нескольких связанных между собой предприятиях. Либо половина всей промышленной продукции города должна выпускаться на таком производстве. Или доходы от этого производства должны превышать треть всех сборов в городской бюджет. Это делается для того, чтобы более чётко определить зависимость моногорода от одного или нескольких предприятий, расположенных на его территории, и объёмы федеральной помощи.
По мнению Ольги Амельченковой, суть проблемы состоит в том, что ситуация в моногородах напрямую связана с развитием их экономики, точнее, развитием одного или нескольких расположенных на его территории градообразующих предприятий. Связь между ними неразделима. Предприятие, как правило, несёт на себе не только экономическую, но и социальную нагрузку. В таких случаях затраты на социальные нужды включаются в себестоимость продукции, что очень часто делает её неконкурентоспособной.
Но дело не только в этом. После распада СССР почти все предприятия моногородов перешли в частные руки. Ульяновская область исключения не составляет. Одни обанкротились. Другие оказались в крайне тяжёлом состоянии. Модернизация, за редким исключением, на них не проводилась. Объёмы производства заметно сократились. Произошло резкое сокращение персонала. Тысячи людей из числа уволенных оказались в бедственном положении. Часть объектов социальной инфраструктуры от предприятий перешла к нищенствующим до сих пор муниципалитетам. А так как бюджеты моногородов почти полностью зависели от собственной экономической базы, они не смогли в полном объёме выполнить свои социально-экономические функции. В результате многие важные объекты социальной инфраструктуры были закрыты или распроданы. По причине дефицита местных бюджетов повысился износ объектов сферы ЖКХ и, напротив, понизился уровень жизни населения. Соответственно этому идёт большой отток людей трудоспособного возраста, прежде всего, молодёжи и квалифицированных специалистов, что не способствует развитию экономики.
Одним из путей решения накопившихся проблем, по мнению экспертов, видится диверсификации экономики. В частности, выявление конкурентных преимуществ, обеспечение условий для привлечения инвестиций и развития малого предпринимательства в виде, например, грантов, создания технопарков и бизнес-инкубаторов. Привлечение инвестиций видится им основой подъёма моногородов. При этом инвестор может быть как внутренним, в лице предприятия, которое находится в моногороде, так и внешним, лучше всего, корпоративным.
Не будем драматизировать ситуацию. Моногорода Ульяновской области находятся не в самом тяжёлом положении. На территории Новоульяновска, например, расположены сразу четыре градообразующих предприятия: ОАО «Ульяновскцемент», Новоульяновский завод ЖБИ, ООО «Ульяновскшифер» и «Технокром». На них занято более полутора тысяч горожан. Доля налоговых поступлений только от ОАО «Ульяновскцемент» составляет более 40 процентов.
На территории Силикатненского городского поселения расположены такие крупные промышленные предприятия, как ЗАО «Силикатчик» и ОАО «Кварц». Здесь трудится более половины всего экономически активного населения посёлка. Их удельный вес от общих налоговых доходов бюджета составляет около 70 процентов.
Инзенский район заслуживает отдельного разговора. Правительством региона принято решение начать реализацию комплексного инвестиционного плана по развитию города Инзы как многопрофильного населённого пункта. Соглашение об этом буквально на днях подписали губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и глава администрации Инзенского района Олег Мидленко. Этот муниципалитет одним из первых разработал Стратегию социально-экономического развития на период до 2020 года. Он располагает Межрегиональным научно-производственным кластером эффективного использования минеральных и природных ресурсов. В состав последнего входят производственно-инвестиционная компания «Диамит-Инвест», горнодобывающая компания «Недра Поволжья», завод минеральных порошков «Диамикс», научно-технический центр «Силикатные материалы и технологии», производственная фирма «Инзенский деревообрабатывающий завод». Кластер располагает уникальной сырьевой базой, которой является одно из крупнейших в Европе месторождений диамитов. Нельзя не учитывать и тот факт, что сегодня Инзенский район входит в число регионов-лидеров по итогам социально-экономического развития.
Тем не менее, как полагает губернатор, за субсидии из федерального центра предстоит ещё побороться. Для их получения необходимо провести работу по созданию необходимых условий и соблюдению требований, предъявляемых Минэкономразвития. Одним из главных условий является создание в моногородах новых рабочих мест. Они, думается, вполне выполнимы, тем более, проблемы моногородов услышаны на федеральном уровне. В Минрегионразвития, похоже, есть понимание ситуации. Здесь, например, создана межведомственная рабочая группа по вопросам разработки программ развития. Проводится постоянный мониторинг состояния моногородов. На долгосрочной основе строится работа по осуществлению в них инвестиционной деятельности и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. Ставятся вопросы об оказании финансовой поддержки.
Помимо этого, как мы уже видим, моногорода могут рассчитывать на поддержку со стороны правительства региона. Теперь требуется только время, чтобы они прочно встали на ноги и обрели вторую жизнь.
Виктор Никитин