В пятницу в Ульяновск прибыл на заседание президиума Госсовета российский лидер Владимир Путин. На мероприятии, которое было посвящено пассажирским перевозкам, прозвучало решение из иной области – с нового года начнется программа реструктуризации долгов регионов, что позволит высвободить дополнительные средства местных бюджетов.
Транспорт виртуальный и реальный
Последние визиты Путина в Ульяновск для города не становятся головной болью – президент ограничивается посещением промышленного Заволжья или бригады ВДВ, поэтому пробок в центре города, какие были в свое время во время приезда патриарха Кирилла, избежали. Тем символичнее, что обсуждался на Госсовете общественный транспорт.
Перед прилетом Путина журналистам показали выставку перспективного и кое-где уже действующего пассажирского транспорта. Привезли даже вагоны метро, которые были интересны разве что находившемуся здесь мэру Москвы Сергею Собянину. Продемонстрировали микроавтобусы производства УАЗ (на вид – те же Iveco и Ford, только в профиль), электробусы КамАЗа, электромобиль из Тольятти. В общем, этот «виртуальный транспорт» для Ульяновска, кажется, совсем не предназначен – у нас до сих пор не могут справиться с «ГАЗелями», какие там электробусы?
На заседании президент говорил о том, что в некоторые населенные пункты до сих пор невозможно добраться, а общественный транспорт убыточен. Указал и на советское прошлое в виде узеньких мостов, от которых надо избавляться. В пример президент привел ульяновский новый мост. Жаль только, ему не сообщили, что общественный транспорт с ним мало знаком, а пользуются жители города в основном как раз узким старым мостом.
Обсуждалась тема нелегальных перевозок, которые, по мнению властей, приводят к самым страшным авариям с участием общественного транспорта. Президент поручил разработать систему борьбы с этим явлением. В очередной раз предложено установить лицензии на пассажирские перевозки, что вряд ли поспособствует избавлению транспортных предприятий от убыточности.
Очевидно, что на появление нелегалов в этой сфере влияют в первую очередь решения все тех же жалующихся властей – закрывают некоторые направления, а возникшую пустоту потом заполняют частники.
Пожалуй, из главного в этой части заседания стоит отметить поручение Путина по проработке стимулов для повсеместного обновления общественного транспорта и по поиску механизмов государственной поддержки на этот счет. Ульяновску такая поддержка нужна очень – вместо выставки перспективного транспорта президента лучше бы привели на остановку у ЦУМа и предложили бы доехать до заседания президиума Госсовета за Волгой на нашем общественном транспорте. Думается, тогда поручения были бы конкретнее и выводы – жестче.
Кроме того, было предложено принять единый закон о пассажирских перевозках.
Губернатор Сергей Морозов на заседании говорил о завышенных тарифах для предприятий городского электротранспорта на электроэнергию. Он предложил для социально значимых организаций в этой сфере приравнять их к тарифам для населения.
Кредитная история
Вторая часть заседания Госсовета неожиданно оказалась посвящена закредитованности регионов. Президент заявил, что 31 процент доходов регионов идут на погашение кредитов, и поручил «расчистить региональные финансы» от долгов. Он отметил, что в 50 регионах на погашение долгов уходит 50 процентов от собственных доходов, в 13 -регионах – еще больше. Больше половины кредитов приходится на коммерческие банки.
В итоге объявлено, что с 1 января 2018 года запускается программа реструктуризации накопленных бюджетных кредитов. Согласно программе, регионы смогут в течение семи лет выплачивать только по 5-10 процентов задолженности в год. В некоторых случаях льгота может быть продлена на 12 лет. Ульяновская область, как было заявлено на президиуме, высвободит благодаря этому 3,8 млрд рублей бюджетных средств в 2018-2019 годах.
Деньги предложено направить на «оздоровление финансов, на сокращение бюджетного дефицита, на снижение кредиторской и всякой другой задолженности».
По расчетам правительства страны, к 2029 году в случае с регионами, которые получат льготы на 12 лет, останется на погашение всего 5 процентов. Предполагается, что регионы больше не будут в этот период залезать в новые долги, во что не очень верится – подпитка в виде кредитов бюджетам всех уровней шла постоянно.
Все аспекты программы поручено доработать до конца октября.
Степан Горин
Романенко
Возьмите интервью у председателя бюджетного комитета СФ С.Н.Рябухина – ульяновским СМИ он не откажет, будучи представителем ЗС УО. Эту программу разрабатывал Минфин под патронажем СФ.
Меры и сама программа безусловно имеют стимулирующий характер к погашению гос.долга и банковских кредитов, но радикально не улучшит состояние кредитно-финансовой системы, в части бюджетирования в субъектах. Все участники программы, особенно губернаторы, ждут русского чуда – когда само рассосется.. отменят, например, майские указы, выполнение которых, по разным причинам, непосильно таким регионам как Ульяновский.