Бросить Богу вызов, а потом мучительно искать его в других и в себе, не пережить предательства тех, кого считал близкими, не перенести коварства детей.

Вот темы спектаклей Юрия Копылова последних лет.

Мрачно. Тревожно. Безнадежно. А кто сказал, что будет весело? Это же не мыльная опера, а театр.

Ульяновские театралы понимают, о каких спектаклях идет речь. Неповторимый «Дьявол и Господь Бог» по Сартру, недоигранный «Павел I» по Мережковскому, премьерный «Король Лир» по Шекспиру.

«Лир» начинается по-королевски развлекательно. Король (Борис Александров) придумал такую игру – он делит между тремя дочерьми свои владения, но при том, что они должны признаться ему в любви. Две старшие льстят напропалую, ясно, что играют, смеются, но отцу приятно. И только младшая дочь, любимая Корделия (Екатерина Поздышева), не шутит своими чувствами. «То, что в сердце есть, до губ нейдет». «Скорей поправься, не порть игру», – настаивает отец. Но она не может. И тут, как в культовом фильме «Джуманджи», игра начинает вертеть людьми, они вынуждены жить по ее законам. Пирог с Лировым королевством делят не на три, а на две части.

Дочерям Гонерилье (Оксана Романова) и Регане (Юлия Ильина) король без короны в тягость, они требуют, чтобы отец жил по их законам. Побочный сын графа Глостера Эдмонд (Денис Верягин) ведет свою игру. Подкидывает отцу сфабрикованное письмо брата – законного наследника. Глостер (Сергей Кондратенко), безумно любящий сына, легко верит в его измену. Гонерилья и Регана интригуют друг против друга, рвут на части из-за страсти к Эдмонду.

Почему? Ну так игра ведь. Запущен механизм цепной реакции зла.

Правда, у героев Шекспира есть всему этому безумству свое, астрологическое, объяснение. Они склонны во всем винить недавние солнечное и лунное затмения. В сценографии спектакля эта идея занимает центральное место. Парит над головами героев, иногда опускается на сцену страшный красный шар с непонятными мистическими знаками, увешанный уродливыми лентами протуберанцев. Пульсирует светом, как воспаленный болью нарыв. Художник спектакля Станислав Шавловский может быть уверен, что его декорация не уйдет из памяти театралов, увидевших «Лира». Так же, как и перекидной мост, и вентиляторы, встроенные в стену, их запускают в момент бури, в момент сумасшествия короля Лира. Ленты у ветродуев развеваются, механизмы шумят, герои стараются их перекричать. Зрители первых рядов партера могут ощутить на себе физическое воздействие этого безумия. Все вместе повышает градус страстей. Публика вовлекается в них всеми известными театру способами.

Под конец, когда ненавистное солнце вовсю разбушуется, мало кого удовлетворит, что справедливость восторжествовала. Что герцог Альбанский (Юрий Морозов), граф Кент (Александр Куражев) и старик Глостер сохранили верность королю ценой лишений. Что от кинжала слуги погиб безжалостный герцог Корнуэльский (Михаил Петров), вырвавший у Глостера глаза за его непредательство. Что чертенок шут (Артем Зайцев) один, не боясь, пытался вразумить короля. Что коварные дочери перебили друг друга. Что оклеветанный Эдгар Глостер (Денис Ярыгин) до конца совершил подвиг сыновней любви. Что даже коварный Эдмонд перед смертью решил сделать доброе дело и предотвратить гибель Корделии и Лира. Правда, это был не его день, и добро – не его амплуа. Безутешный Лир у тел трех своих мертвых дочерей – вот финал короля.

После спектакля публика устроила актерам овацию. А они выходили на поклоны, как после тяжелой работы, с лицами, еще не вышедшими из шекспировской ловушки. Ни намека на радость от удачного спектакля. Ни тени улыбки. А кто сказал, что будет радостно? Это же копыловский театр – с полным набором самых высоких и самых низменных человеческих страстей. Где у победы всегда привкус смерти. Где путь к справедливости лежит через страдание. Вам хочется об этом поговорить? Тогда идите в театр.