«Почему не поверили Эдварсу?» – так называлась статья, опубликованная в «НГС» 25 декабря. В ней мы рассказали о том, что инициатива объединения школы №68, авторского лицея Эдварса №90 и детсада №206 в одно (автономное) учреждение вызвала протест родителей и учеников школы. Более 400 человек поставили подписи под обращением против такого объединения. Когда этот материал был подготовлен к отсылке в редакцию, его пришлось почти полностью переделать. Потому что в 18 часов мы узнали о том, что управление образования мэрии выпустило приказ о слиянии вышеупомянутых учреждений под крышей лицея… Кто-то очень рьяно и с явным нарушением законов торопится реализовать «инициативу» создания «автономии» для Эдварса.

В понедельник, 12 января, родители и учителя – противники объединения – решили доказать, что настойчивости у них не убавилось, и, договорившись, не пустили своих детей в школу. Мол, если объедините школу и лицей, поступим так же, а потом переведем всех в другие школы… В этот же день в вестибюле школы собралось около 50 родителей, несогласных с объединением.

«Откровенный шантаж»

В прошлой статье мы сообщили, что в начале декабря в трех учреждениях провели собрания. Что коллективы якобы одобрили перспективу присоединения путем реорганизации к «Автономному учреждению «Автономное образовательное учреждение полного цикла авторский лицей Эдварса №1». После выхода статьи стали известны некоторые подробности так называемого «согласия» учителей 68-й школы: у нас появился текст обращения 34-х педагогов в прокуратуру. А 12 января Эдварсу вручили заявление, подписанное в этот день 26-ю учителями.

В заявлении написано: «5 декабря 2008 года нас заставили дать согласие под давлением представителей департамента образования Рыжаковой Р. М. и Черновой Т. В. и депутата Законодательного собрания Эдварса Р. А. с применением откровенного шантажа о закрытии школы №68 и сокращении сотрудников. В случае объединения школы и лицея нам гарантировали работу. Спустя некоторое время мы поняли, что нас обманули… Детей и родителей нельзя насильно заставить выбрать то учреждение, в котором они не желают учиться!»

Без комментариев. Лишь добавим, что в начале декабря под согласием войти в новое АУ расписались 47 учителей…

Во втором заявлении – от родителей и учеников – к тому, о чем мы писали в прошлом номере, добавлено: «…В лицее осуществляется навязывание платных спецкурсов, начиная с младших классов, и идут регулярные, хоть и неофициальные денежные поборы с родителей! Нас, как родителей, никто не сможет насильно заставить отправлять своих детей в то или иное учебное заведение. Это грубое нарушение закрепленных Конституцией наших прав и свобод!»

Не привести достаточно подробные цитаты заявлений мы не могли. Потому что заявления – своего рода документы. Есть текст, есть и подписи.

Минут 15 родители общались только с Анатолием Эдварсом, потом приехала начальник отдела контроля и качества учебно-воспитательного процесса Татьяна Чернова. Татьяна Васильевна была немного удивлена инициативой родителей и учителей. Мол, зачем собираться и протестовать, ведь идет только обсуждение: «Сегодня ничего еще не делается. Идет программа оптимизации учебных учреждений. Обсуждается только инициатива трех коллективов. Никаких нормативных документов в регионе нет. Завтра гордума этот вопрос обсуждает…»

Школу сольют.

Но не сразу…

13 января на заседании комитета гордумы по образованию, культуре, молодежной политике и спорту рассматривалось обращение почти 400 родителей и учащихся 68-й школы. Депутаты пытались понять, почему инициатива создания «автономии» вызвала массовый протест. В процессе заседания выяснилось, что мэрия планирует создание АУ уже в два этапа. На первом происходит слияние школы и лицея. На втором – преобразование нового учреждения в автономное…

Начальник управления образования мэрии Людмила Соломенко напомнила, что переход на новое всегда встречает сопротивление. Но есть документы правительства РФ по поводу создания АУ, поэтому создавать «автономии» нужно. В Ульяновске опыта по их созданию нет. «Поэтому идем, так сказать, методом тыка», – сказала Соломенко. Слияние – это не переход в частные руки, новое учреждение будет таким же муниципальным, как сегодняшние школа и лицей. Но объединение позволяет экономить деньги. И окончательно: «Мы переходим к первому этапу, оптимизации: сливаем в одно учреждение пока школу и лицей. После этого перейдем в автономное учреждение».

После выступления Соломенко высказывали свое мнение и задавали вопросы депутаты.

Николай Денисов, в прошлом директор школы №71, увидел причину конфликта в недостаточной информированности и слухах. Но главное, считает он, нужно сделать так, чтобы не ущемить права детей.

Заместитель председателя гордумы Сергей Кузьмин говорил о каких-то непонятных, но «всем известных» политических спекуляциях.

Для Геннадия Матвеева фактов, прозвучавших на заседании комитета, оказалось недостаточно, чтобы он принял решение. Геннадий Федорович предложил создать комиссию, которая бы проанализировала правовую, финансовую и нравственную сторону процесса создания АУ. «Если меня убедят, я проголосую «за», – подытожил депутат. Он же пытался получить от Соломенко ответ на вопрос «Каков будет экономический эффект от слияния?». «Сократим расходы на административный аппарат, бухгалтерию», – парировала Соломенко. «А в рублях?» – уточнил Матвеев. «Год покажет», – был ответ. После этого депутат вновь напомнил о своем предложении создать комиссию, которая должна доказать целесообразность слияний и преобразований…

Виктор Воронков был удивлен, что три года совместного существования школы и лицея не убедили учителей и родителей школы в необходимости объединения, что с лицеем будет лучше. Его интересовали доказательства поборов в лицее и возможность документальных, письменных гарантий учителям школы, что их после реорганизации не сократят.

Депутат Законодательного собрания Алексей Куринный убежден, что мнение родителей должно быть учтено: «Я не могу утверждать, что все претензии родителей абсолютно объективны. Но 400 с лишним подписей во все инстанции… Родители – такие же участники образовательного процесса. Они эту власть выбирали. И их мнение обязательно должно быть учтено. С родителями нужно работать и получить согласие большинства из них».

Лидия Кутинова задала вопрос Анатолию Эдварсу: «Вы говорите, что количество учащихся у вас с каждым годом растет. Зачем же тогда заставлять насильно объединяться, если на следующий год у вас будет еще больше учеников? Зачем людей тревожить? Может, придет время, когда родители решат, что их финансовое положение улучшилось, и тогда они сами перейдут к вам? Может, не надо заставлять?» На что Эдварс неожиданно ответил: «А это, извините, что, моя инициатива?»

И, наконец, почему-то в самом конце заседания прозвучали два важных заключения правовых служб гордумы и мэрии. Юристы гордумы подчеркнули, что слияние лицея и школы – это реорганизация учреждений. А одним из элементов реорганизации является экспертная оценка последствий реорганизации. То есть полный расчет – стоит это делать или нет. Так что, сказали юристы, сама инициатива о начале этого процесса не означает, что этот процесс закончится постановлением о реорганизации в виде слияния. Потому что в ходе экспертизы могут быть выявлены какие-то негативные моменты, и решение не будет принято.

Юристы мэрии подтвердили мнение думских коллег: при реорганизации необходимо проведение экспертной оценки последствий такого решения. Заказчиком экспертизы в данном случае выступает мэрия. И, добавили юристы, необходимы документы, подтверждающие согласие родителей на перевод учащихся в другое (образованное в результате слияния) учреждение: «Необходимо согласие не менее 2/3 общего количества родителей».

Маленький юридический нюанс: преобразование нового учреждения в автономное уже не является его реорганизацией.

Целесообразность? Экспертиза?! ПЛЕВАТЬ!!!

Текст под предыдущим подзаголовком оставлен практически без изменений. Чтобы лучше почувствовать контраст с содержанием приказа, подписанного 14 января начальником управления образования мэрии Соломенко. Приказ называется «О необходимости слияния», и начинается он так: «В целях оптимизации сети муниципальных образовательных учреждений и обеспечения эффективности использования бюджетных средств…»

Этим приказом директорам школы, лицея и детсада предписано приступить к процедуре слияния в одно учреждение – лицей №90. Анатолию Эдварсу поручено разработать единое штатное расписание и подготовить новую редакцию устава. А также «принять меры, направленные на проведение разъяснительной работы среди учащихся, родителей учащихся о целесообразности перехода в Авторский лицей Эдварса №90».

При принятии учащихся школы №68 в списочный состав лицея «удовлетворить желания учащихся и родителей по сохранению учебного плана школы №68 и педагогических кадров».

Директору школы Галине Логиновой приказано подготовить личные дела учащихся и педколлектива для их передачи директору лицея. Подготовить передачу имущества школы в лицей. Провести собрания коллектива и родительские собрания совместно с представителями администрации лицея №90.

Общее руководство образовательным учреждением возложить на директора лицея №90.

В приказе нет ни одной даты, к которой необходимо выполнить порученное. Печати на приказе тоже нет.

Но есть подписи, свидетельствующие, что с документом ознакомлены Эдварс и Логинова.

Во второй половине дня учителей школы вызвали к директору, чтобы те ознакомились с приказом и расписались в нем. Учителя расписываться отказались и ушли из кабинета. Но уговорами их все же вернули. Анатолий Эдварс, присутствующий здесь же, рекомендовал учителям «лучше работать с родителями».

На вопрос – что он делал в кабинете директора школы – учителя нам сообщили, будто Эдварс заявил, что он – директор нового учреждения «с завтрашнего числа». Тем не менее учителя вновь отказались расписываться в приказе…

Времени, чтобы осознать, что же произошло, совершенно не хватает. Но можно сделать вывод, что заседание думского комитета и заключения юристов думы и мэрии – это как пилюля успокоительного. Красиво и правильно говорилось о создании депутатской комиссии, необходимости экспертизы оценки последствий реорганизации, учета мнения родителей. Лишь два дня назад Татьяна Чернова успокаивала: идет только обсуждение. И – на тебе!

Интересно, как будут чувствовать себя после этого депутаты, юристы, о мнениях которых просто вытерли ноги?

Как чувствуют себя учителя, ученики и родители 68-й, понятно.

О настроениях Эдварсов тоже можно догадаться: «Съели?!»

Постскриптум

Кто в этой ситуации окажется прочнее? Протестующие школьные учителя, которые видят в создании автономии лишь коммерческую школу под муниципальной вывеской «Эдварс»? Родители, которые не хотят и не имеют возможности платить? Или Эдварсы, прочно «встроенные» во власть? Ростислав Эдварс – депутат заксобрания. Галина Эдварс с 1 января этого года – уполномоченный по правам человека в Ульяновской области…

Впрочем, судя по имуществу, в бизнес Эдварсы, похоже, тоже прочно «встроены» (хотя, можно предположить, что имущество Эдварсов приобретено только на доходы от депутатской деятельности, зарплаты государственного и муниципального служащих). В школьном дворе, например, вы можете увидеть серебристую «Мицубиси» Анатолия Ростиславовича. Заходя в школьное здание, обязательно пройдете мимо джипа Игоря Анатольевича (учителя лицея №90), припаркованного прямо около крыльца (на Игоря Эдварса за последнее время был оформлен десяток разных машин). А кто из Эдварсов в прошлом году купил земельный участок стоимостью больше миллиона?..

Впрочем, разве плохо, что люди могут себе позволить такие траты? Конечно, вряд ли все это можно приобрести (пусть даже в кредит) на доходы, которые получаются только из бюджета. Но…

14 января все обращения родителей, учеников и учителей 68-й школы были доставлены в приемную Галины Эдварс, уполномоченного по правам человека. Сколько придется ждать ответа, пока неизвестно. И что за это время чиновники сделают со школой и лицеем – тоже. Сломает ли Эдварс сопротивление? Уйдут ли ученики и учителя в другие шыколы? А вдруг окажется правдой, что школам дано негласное распоряжение не принимать перебежчиков из 68-йшколы? Это законы физики нельзя нарушать. А законы, написанные людьми, – запросто. Но не всем…

Геннадий Антонцев