И, может быть, поплакать
Если за две-три недели картина не продается, ее переписывают – не будет же неходовой товар занимать холст
Центр Ульяновска поделен между местными художниками. У “Венца” выставкапродажа одних, в сквере Гончарова, по договору с мэрией, расположились другие; в салоне “Искусство” – члены Ульяновского отделения Союза художников России.
А вот большинство ульяновских любителей картин ищут, как оказалось, одно и то же.
Самые ходовые сюжеты – пейзажные.
Причем чем роднее пейзаж, тем быстрее его купят. Какой-нибудь лес с речкой уйдет легче, чем горы и водопад. К таким выводам пришел художник, продающий свои картины в сквере напротив “Аквариума”.
Здесь, “на ватрушке” -так еще называют скверик), ульяновские художники продают свои картины давно, с десяток лет, и за прошедшее время вкусы покупателей почти не изменились. Во-первых, у большинства картин – массивные вычурные рамы с позолотой. Это потому, что картина должна быть заметной и солидной – минимализм у периферийных любителей искусства не в моде. Во-вторых, большинство картин – на самом деле пейзажи. Летние ярко-зеленые – такие, что режет глаза – или поспокойнее, осенние. На почетном месте – панорама ульяновского правобережья.
Одно полотно вмещает сразу несколько привычных городских видов: Волгу, мост через нее, здания Мемцентра и “Венца”.
Этот сюжет расходится очень хорошо – его автор рисует постоянно. Берут в основном иногородние туристы или ульяновцы, собирающиеся из города надолго уезжать чтобы смотреть и вспоминать, и, может быть, поплакать.
Уличные выставки-продажи – сборные.
В сквере на Гончарова можно выбрать из работ 15 художников, у гостиницы “Венец” – из девяти. Художники, стоящие рядом с полотнами, меняются по графику, кто-то торгует, а кто-то в это время творит. Среди картин у гостиницы есть своя изюминка пейзажи, написанные по бархату. Такие есть только здесь. Еще у гостиницы, казалось бы, торговля должна идти лучше. Рядом ведь много приезжих, падких на сувениры. Но бывают дни вообще без покупателей.
В сквере на Гончарова у картин оживленнее. Здесь тоже есть изюминка: иногда художник Александр Зинин -автор памятника букве “Ё”) рисует портреты прохожих. За то, чтобы несколько десятков минут посидеть перед художником и получить портрет, заплатить надо будет до 500 рублей. А можно и не сидеть, просто принести фотографию и отдать – есть художник, который рисует портреты по снимкам. Живопись стоит побольше, чем карандашные портреты. Есть полотна и за 600, и за 800 рублей.
От яркого солнца сами художники прячутся в тенек – а то напечет голову. Если выходят торговать зимой, то в теплую погоду, и на три часа максимум. А картины, говорят, от солнца и мороза, в отличие от творческих людей, не портятся. Они покрыты лаком, да и долго на свежем воздухе не стоят. Если сюжет своего покупателя за несколько недель не находит, его обычно переписывают. А если пользуется популярностью – повторяют.
Пишут и на заказ – по принесенным эскизам или по описаниям. На заказную картину уходит несколько дней – срок зависит от объема работ. Приходят к “уличным” художникам и постоянные покупатели, которые собирают работы только одного автора. Из особых клиентов бывают чиновники. Говорят, несколько картин “с ватрушки” висят в мэрии. “А что такого? – объясняет один из авторов, дежурящий у картин, – качество у нас не хуже, чем в салоне, а наценок нет, поэтому дешевле”. Но основные покупатели искусства на улице – люди постарше, с небольшим доходом.
Лидия ПЕХТЕРЕВА.