Ровно 66 лет назад, 5 января 1954, в Ульяновске было запущено трамвайное движение. Так началась история нашего Трамвайного, затем Трамвайно-троллейбусного управления и нынешнего Ульяновскэлетротранса. Наверное, никто не будет спорить, что с общественным транспортом Ульяновска не все ладно. Про маршрутки, автобусы и речи нет. Но вот и электротранспорт, сумевший выплыть в мутных волнах 90-х, все больше лихорадит, о чем можно судить даже по ежедневным новостям. То трамвай сошел с рельсов, то мотор на ходу отвалился, то долги энергетикам неизвестно как гасить… Оно и понятно. Городскому транспорту нужны, в первую очередь, не разовые акции и мудреные программы, а постоянное внимание и вложение средств. Помню, в детстве очень любил кататься на трамвае. Автобус в мальчишеском понимании тоже имел свои изюминки: подпрыгивающую на ухабах «кормовую» часть или переднее место, рядом с кабиной водителя, откуда можно смотреть в лобовое стекло. Но трамвай – это совсем другое. Конечно, те трамваи из детства были далеки от идеала: шумные, холодные, в час пик – давка в салоне и люди, висящие гроздьями на подножках. Но как же завораживали перестук колес, мягкая качка, плавно проплывающий за окном городской пейзаж. Сейчас общественным транспортом приходится пользоваться нечасто, а для удовольствия лучше передвигаться по городу пешком. Но если возникает такая необходимость и возможен выбор, то, минуя стоянки маршруток, иду на трамвайную остановку. Словно протягивается нить в прошлое, и кажется, что вот-вот за окном трамвая появятся улицы и дома, давно исчезнувшие с лица земли… Первый трамвай прошел по улицам Ульяновска 5 января 1954 года. Спустя 20 лет открылось троллейбусное движение. Однако наш город имел реальные шансы обзавестись «рогатым» транспортом намного раньше. С приходом в 1909 г. энергичного градоначальника Л.И.Афанасьева и его команды Симбирск начал быстро развиваться. Мостились и асфальтировались улицы, строились водопровод и электростанция. Вопрос о строительстве электрического трамвая городская дума рассмотрела в ноябре 1910 г. Была избрана комиссия в составе М.А.Волкова, Н.В.Голубкова, А.И.Дубровина, И.И.Стеклова, Х.Г.Штемпеля. Комиссия вскоре нашла концессионеров, готовых взять на себя строительство. В мае 1912 г. в Симбирск прибыл заведующий московским трамваем М.К.Поливанов, давший положительное заключение об устройстве трамвая. Утвержденная схема включала три линии: Вокзальную – через Александровскую площадь, Солдатскую, Гончаровскую, Дворцовую улицы и Базарную площадь; Подгорную – по Петропавловскому спуску и Спасскую – от Гончаровской по Покровской, Спасской и Мартыновой улицам. 12 сентября 1918 года красные войска взяли Симбирск. А уже 19 октября состоялось заседание коллегии губсовнархоза по вопросу строительства трамвая. Протокол заседания публиковался в нескольких номерах местных «Известий». В новую трамвайную комиссию вошли Ф.Е.Вольсов и ряд других инженеров. Проект 1914 года был существенно дополнен. К трем линиям добавлены новые: к Свияге по Московской улице, к волжским пристаням в районе Завьяловского спуска и др. Крутые склоны предполагалось преодолевать за счет установки более мощных моторов. Трамвайный парк должен был состоять из 33 моторных и 31 прицепного вагонов. Еще 16 грузовых вагонов должны курсировать от вокзала и пристаней в центр. Намечалось строительство трамвайного депо на Александровской площади, возле электростанции, а также устройство канала из Свияги в Волгу и постройка на нем гидроэлектростанции для обеспечения энергией трамвая и города. Проекты реконструкции Ульяновска, разрабатывавшиеся в 1930-х гг. Московским и Ленинградским «Гипрогором», также предусматривали строительство трамвая (фото 1). Но и этим планам не суждено было сбыться – началась война. В 1940 г. весь городской транспорт Ульяновска был представлен четырьмя автобусами и несколькими извозчиками. 19 января 1943 года образована Ульяновская область. Шла война, но в числе первоочередных задач областное руководство ставит строительство трамвая. И это понятно: в условиях резкого роста населения и промышленности в годы войны отсутствие общественного транспорта стало острейшей проблемой. Статус областного центра тоже обязывал. Один из документов того времени столь интересен, что хотелось бы привести его целиком: 19 сентября 1946 г. СМ РСФСР утвердил Генеральный план Ульяновска, разработанный институтом «Ленгипрогор». Намечалось, что город будет расти во всех направлениях, возникнет ряд новых предприятий, а численность населения к 1960 г. составит 275.000 чел. Это обусловило необходимость развития общественного транспорта, главным видом которого должен стать трамвай. По генплану первая очередь протяженностью 11 километров соединит Север с вокзалом Ульяновск-1 и Засвияжьем через центр города. После строительства 2-ой очереди протяженность маршрутов составит около 100 км. 24 мая 1948 г. Ульяновский горисполком принял решение «Об установлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции». Дирекцию строящегося трамвая возглавил опытный инженер из Волгограда А.Я.Авилкин. Тогда же в Ульяновск по распределению приехал будущий директор управления трамвая Ф.В.Резник. Он вспоминал: «Кругом, как в деревне, грунтовые дороги. На улице Гончарова правая сторона вымощена булыжником, а левая присыпана песком. Заасфальтирована только площадь Ленина» С весны 1949 г. велись изыскательские работы. 12 ноября на субботнике в районе вокзала Ульяновск-1 забит первый костыль и уложены первые 600 метров трамвайного пути. Вскоре развернулись широкие работы на трассе первой очереди трамвая. Одновременно возводилось депо в северной части города, тяговая подстанция на улице Ленина; началась подготовка к строительству трамвайного моста через Свиягу. Первую очередь трамвая (две линии) намечалось полностью построить к 7 ноября 1953 года. «Ульяновская правда» 18.09.1949 г. 16 мая1951 г. 14 июня 1952 г. 30 июля 1952 г. 13 мая 1953 г. 13 сентября 1953 г. Движение на маршруте № 1 «Северное депо – Вокзал Ульяновск-1» открылось 5 января 1954 года. Областная газета сообщала: «Вчера на трамвайной дороге Ульяновска началось пассажирское движение. Курсировало два поезда…» (фото 4) Первая вагоновожатая Р.С.Разумовская рассказывала: «В ночь с 4 на 5 января 1954 г. трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до 40 градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов. В первый год эксплуатации трамвая на этом коротком маршруте перевезено более 9 миллионов человек. Первыми вагоновожатыми были А.А.Григорьева, Т.Я.Чичерова, Н.А.Куканова. Между тем, открытие трамвайного маршрута в Засвияжье, намеченное на 1954 год, затягивалось из-за неготовности моста. Трест № 39, возводящий новый мост и путепровод над железнодорожной веткой к спиртзаводу, одновременно строил трамвайное депо. К тому же катастрофически не хватало материалов. По этим причинам в 1954 г. строительство моста практически не велось. Зато с весны 1955 г. работа шла в авральном режиме. Мост был построен к годовщине Октября, и скоро по нему прошел первый трамвай маршрута № 2. «Ульяновская правда», 2 декабря 1955 г. Дальше у ульяновского трамвая были годы развития. Строились новые линии, открывались новые маршруты, обновлялся трамвайный парк. Хватало и проблем, но трамвайщики ставили перед собой большие задачи и решали их с помощью городского и областного руководства. В.Ф.Резник вспоминал: «В 1968 г. меня пригласили в облисполком. Предложили стать начальником ТТУ. Трудностей не скрывали, но обещали помочь. И действительно, слова не расходились с делом. Все просьбы транспортников выполнялись» Проследим некоторые вехи этого пути по публикациям «Ульяновской правды» и других газет: 31 июля 1957 г. 4 декабря 1957 г. По улицам Ульяновска побегут трамваи. Строительство трамвая. Укладка трамвайных путей на улице Советской. 1952 год. Первый трамвай на улицах Ульяновска. 5 января 1954 года, улица Ленина. Северное трамвайное депо. 1954 год. Трамвай КТМ-1 маршрута № 1 на улице Советской. 1950-ые годы. Трамвай «Gotha» на улице Советской. Остановка «Площадь Ленина» в первые дни работы трамвая. 1954 год. Трамвай на улице Кирова. Первый трамвай на новой линии ЗМД – Киндяковка. Декабрь 1957 года. |
|
|
Сашок
Благодарность автору! Очень интересная статья!
ПенсионеР
Читаешь, и понимаешь, сколько люди работали!!!
тов.Гаврилов
Офигительно! Респект!
серж
Первые трамваи с большой железной белой звездой спереди и фарой в центре были каким-то ужасом. Они были без рессор, все сиденья деревянные. При езде трясло так, что зубы стучали друг о друга! Двери тоже деревянные и скорее для видимости. Когда народ ехал на работу или с работы, то трамвая ждали по полчаса и более, т.к. они то и дело ломались. И тогда люди выламывали двери, висели гроздями, между вагонами была железная плошадка, так люди ехали и на ней. А самые смелые забирались даже на крыши! И такое было каждый день! Мат-перемат стоял такой, что сегодня нынешний мат кажется детским лепетом…
Директор
Интересно, а сохранился хотят бы один вагон из первых ульяновских трамваев?
…
Нет, коллегия Мясниковых распилили последний КТМ-1 в 2009 году..
Гость
12 сентября 1918 года красные войска взяли Симбирск. А уже 19 октября состоялось заседание коллегии губсовнархоза по вопросу строительства трамвая. Протокол заседания публиковался в нескольких номерах местных «Известий». В новую трамвайную комиссию вошли Ф.Е.Вольсов и ряд других инженеров. Проект 1914 года был существенно дополнен. К трем линиям добавлены новые: к Свияге по Московской улице, к волжским пристаням в районе Завьяловского спуска и др.
Житель
Пора красным опять город брать, чтобы развивать трамвайную сеть
усы Морозова
Думаете, нынешние бело-сине-красные это не перекрашенные красные? Бугога.
ххх
Спасибо, что живой! ©
???
Улпрессу всегда отличает весьма вольное обращение с взятыми из других источников материалами. То подписи под фото перепутаны, то название придумано такое, что не знаешь – смеяться или плакать. Здесь решили дополнить статью собственным вступлением. Если уж сочли это необходимым, то хотя бы отделяйте свой текст от авторского.
посмотришь на рельсы сегодня
и полное впечатление, что это именно те, что 66 лет назад бабы руками положили
:-))
ну вот и дожили, жены и любовницы руководства Ултранса на деньги, предназначенные для рельсов, в фитнес центры ходят
Русский тимирсянин
А где эта великая страна, в которой туалетная бумага появилась ближе к концу существования страны? Почему никто на защиту великой страны не вышел? И почему бабы должны класть рельсы, а не жить как живут нормальные люди?
потому что
так держать
Жан Миндубаев
Да уж…Достижения,мать… женщины на рельсоукладке…да еще и в шахтах,на лесопоовале…Плакать хочется и по сию пору.
А каково им было,нашим бабушками прабабушкам?
ПенсионеР
Вчера попалась статья, ВОВ, снабжение войск, практически все автомобили были отправлены на обеспечение фронта, подвоз шерсти в Ивановскую область был под срывом, следствие этого, подвоз шерсти осуществлялся гужевым транспортом, почти все лошади были из сельского хозяйства, пахали землю на селе в лучшем случае на коровах, а обычно “запрягались” несколько ЖЕНЩИН! В Ульяновской области было тоже самое, во всей стране! Вспомните руки своих бабушек и пробабушек, наждак отдыхал!
Смешно
Ой, надо же, как рыдают над страданиями бабушек и прабабушек. А сейчас им лучше что ли? И бабушек, и мам, и сестер, и дочерей ваших заставили работать на 5 лет дольше, и хоть бы кто вышел слово против сказал! Все мастаки в интернете убиваться по прошлым временам. Не надо жалеть тех женщин! Они знали, зачем так тяжело работали: они строили будущее себе и своим детям. Не жалости они достойны, а восхищения и огромного уважения!
расслабились
скоро. уже совсем скоро. опять.
Хамло Трамвайное
Не Ульяновскэлектротрансу 66, а ульяновскому трамваю.
Ульяновскэлектротранс появился лишь в…
…в 1993 году вроде как.
как будто Европа
ни дурацкой рекламы, ни киосков,ни шушлаек …красота
Soldi Viktor
“…следушчая астанофка – плошчать Ленина…”
Хамло Трамвайное
Да, и нахрен нужна эта копипаста из глупейшей книги имени Черныша “Вехи пути”?
Там столько лажи…
…или лжи?
Brandergofer
Про “Ульяновскэлектротранс” полностью согласен. Это как раз то самовольное дополнение Улпрессы, о котором сказано выше. В оригинале этого абзаца нет, можете проверить. А вот упомянутую Вами книгу Царьковой, извините, не читал. Слышал о ней так много плохого, что имел большое желание почитать, но, увы, не нашел. В библиотеках города, даже во Дворце книги ее нет.
На полноту своего описания не претендую, но ведь Вам никто не мешает написать лучше.
Хамло Трамвайное
Ну здесь нельзя отредактировать коммент или его удалить.
Но копипаста просматривается на все 146 процентов.
Вывод только один: или пользовались одинаковыми источниками, ну либо тупая копипаста.
PS: и тогда не было улицы Верхнеполевой. Как и не было Ульяновска первого и Северного депо.
Soldi Viktor
В августе 1988-го года на железнодорожной платформе вокзала в Одессе слушал как какие-то туристы пели под гитару: “…ты деньги доставай, вперёд передавай, ведь это наш ульяновский трамвай!”