Ровно 66 лет назад, 5 января 1954, в Ульяновске было запущено трамвайное движение. Так началась история нашего Трамвайного, затем Трамвайно-троллейбусного управления и нынешнего Ульяновскэлетротранса. Наверное, никто не будет спорить, что с общественным транспортом Ульяновска не все ладно. Про маршрутки, автобусы и речи нет. Но вот и электротранспорт, сумевший выплыть в мутных волнах 90-х, все больше лихорадит, о чем можно судить даже по ежедневным новостям. То трамвай сошел с рельсов, то мотор на ходу отвалился, то долги энергетикам неизвестно как гасить… Оно и понятно. Городскому транспорту нужны, в первую очередь, не разовые акции и мудреные программы, а постоянное внимание и вложение средств. Помню, в детстве очень любил кататься на трамвае. Автобус в мальчишеском понимании тоже имел свои изюминки: подпрыгивающую на ухабах «кормовую» часть или переднее место, рядом с кабиной водителя, откуда можно смотреть в лобовое стекло. Но трамвай – это совсем другое. Конечно, те трамваи из детства были далеки от идеала: шумные, холодные, в час пик – давка в салоне и люди, висящие гроздьями на подножках. Но как же завораживали перестук колес, мягкая качка, плавно проплывающий за окном городской пейзаж. Сейчас общественным транспортом приходится пользоваться нечасто, а для удовольствия лучше передвигаться по городу пешком. Но если возникает такая необходимость и возможен выбор, то, минуя стоянки маршруток, иду на трамвайную остановку. Словно протягивается нить в прошлое, и кажется, что вот-вот за окном трамвая появятся улицы и дома, давно исчезнувшие с лица земли… Первый трамвай прошел по улицам Ульяновска 5 января 1954 года. Спустя 20 лет открылось троллейбусное движение. Однако наш город имел реальные шансы обзавестись «рогатым» транспортом намного раньше. С приходом в 1909 г. энергичного градоначальника Л.И.Афанасьева и его команды Симбирск начал быстро развиваться. Мостились и асфальтировались улицы, строились водопровод и электростанция. Вопрос о строительстве электрического трамвая городская дума рассмотрела в ноябре 1910 г. Была избрана комиссия в составе М.А.Волкова, Н.В.Голубкова, А.И.Дубровина, И.И.Стеклова, Х.Г.Штемпеля. Комиссия вскоре нашла концессионеров, готовых взять на себя строительство. В мае 1912 г. в Симбирск прибыл заведующий московским трамваем М.К.Поливанов, давший положительное заключение об устройстве трамвая. Утвержденная схема включала три линии: Вокзальную – через Александровскую площадь, Солдатскую, Гончаровскую, Дворцовую улицы и Базарную площадь; Подгорную – по Петропавловскому спуску и Спасскую – от Гончаровской по Покровской, Спасской и Мартыновой улицам. 12 сентября 1918 года красные войска взяли Симбирск. А уже 19 октября состоялось заседание коллегии губсовнархоза по вопросу строительства трамвая. Протокол заседания публиковался в нескольких номерах местных «Известий». В новую трамвайную комиссию вошли Ф.Е.Вольсов и ряд других инженеров. Проект 1914 года был существенно дополнен. К трем линиям добавлены новые: к Свияге по Московской улице, к волжским пристаням в районе Завьяловского спуска и др. Крутые склоны предполагалось преодолевать за счет установки более мощных моторов. Трамвайный парк должен был состоять из 33 моторных и 31 прицепного вагонов. Еще 16 грузовых вагонов должны курсировать от вокзала и пристаней в центр. Намечалось строительство трамвайного депо на Александровской площади, возле электростанции, а также устройство канала из Свияги в Волгу и постройка на нем гидроэлектростанции для обеспечения энергией трамвая и города. Проекты реконструкции Ульяновска, разрабатывавшиеся в 1930-х гг. Московским и Ленинградским «Гипрогором», также предусматривали строительство трамвая (фото 1). Но и этим планам не суждено было сбыться – началась война. В 1940 г. весь городской транспорт Ульяновска был представлен четырьмя автобусами и несколькими извозчиками. 19 января 1943 года образована Ульяновская область. Шла война, но в числе первоочередных задач областное руководство ставит строительство трамвая. И это понятно: в условиях резкого роста населения и промышленности в годы войны отсутствие общественного транспорта стало острейшей проблемой. Статус областного центра тоже обязывал. Один из документов того времени столь интересен, что хотелось бы привести его целиком: 19 сентября 1946 г. СМ РСФСР утвердил Генеральный план Ульяновска, разработанный институтом «Ленгипрогор». Намечалось, что город будет расти во всех направлениях, возникнет ряд новых предприятий, а численность населения к 1960 г. составит 275.000 чел. Это обусловило необходимость развития общественного транспорта, главным видом которого должен стать трамвай. По генплану первая очередь протяженностью 11 километров соединит Север с вокзалом Ульяновск-1 и Засвияжьем через центр города. После строительства 2-ой очереди протяженность маршрутов составит около 100 км. 24 мая 1948 г. Ульяновский горисполком принял решение «Об установлении трассы трамвая первой очереди строительства и определении мест трамвайного парка и тяговой подстанции». Дирекцию строящегося трамвая возглавил опытный инженер из Волгограда А.Я.Авилкин. Тогда же в Ульяновск по распределению приехал будущий директор управления трамвая Ф.В.Резник. Он вспоминал: «Кругом, как в деревне, грунтовые дороги. На улице Гончарова правая сторона вымощена булыжником, а левая присыпана песком. Заасфальтирована только площадь Ленина» С весны 1949 г. велись изыскательские работы. 12 ноября на субботнике в районе вокзала Ульяновск-1 забит первый костыль и уложены первые 600 метров трамвайного пути. Вскоре развернулись широкие работы на трассе первой очереди трамвая. Одновременно возводилось депо в северной части города, тяговая подстанция на улице Ленина; началась подготовка к строительству трамвайного моста через Свиягу. Первую очередь трамвая (две линии) намечалось полностью построить к 7 ноября 1953 года. «Ульяновская правда» 18.09.1949 г. 16 мая1951 г. 14 июня 1952 г. 30 июля 1952 г. 13 мая 1953 г. 13 сентября 1953 г. Движение на маршруте № 1 «Северное депо – Вокзал Ульяновск-1» открылось 5 января 1954 года. Областная газета сообщала: «Вчера на трамвайной дороге Ульяновска началось пассажирское движение. Курсировало два поезда…» (фото 4) Первая вагоновожатая Р.С.Разумовская рассказывала: «В ночь с 4 на 5 января 1954 г. трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до 40 градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов. В первый год эксплуатации трамвая на этом коротком маршруте перевезено более 9 миллионов человек. Первыми вагоновожатыми были А.А.Григорьева, Т.Я.Чичерова, Н.А.Куканова. Между тем, открытие трамвайного маршрута в Засвияжье, намеченное на 1954 год, затягивалось из-за неготовности моста. Трест № 39, возводящий новый мост и путепровод над железнодорожной веткой к спиртзаводу, одновременно строил трамвайное депо. К тому же катастрофически не хватало материалов. По этим причинам в 1954 г. строительство моста практически не велось. Зато с весны 1955 г. работа шла в авральном режиме. Мост был построен к годовщине Октября, и скоро по нему прошел первый трамвай маршрута № 2. «Ульяновская правда», 2 декабря 1955 г. Дальше у ульяновского трамвая были годы развития. Строились новые линии, открывались новые маршруты, обновлялся трамвайный парк. Хватало и проблем, но трамвайщики ставили перед собой большие задачи и решали их с помощью городского и областного руководства. В.Ф.Резник вспоминал: «В 1968 г. меня пригласили в облисполком. Предложили стать начальником ТТУ. Трудностей не скрывали, но обещали помочь. И действительно, слова не расходились с делом. Все просьбы транспортников выполнялись» Проследим некоторые вехи этого пути по публикациям «Ульяновской правды» и других газет: 31 июля 1957 г. 4 декабря 1957 г. По улицам Ульяновска побегут трамваи. Строительство трамвая. Укладка трамвайных путей на улице Советской. 1952 год. Первый трамвай на улицах Ульяновска. 5 января 1954 года, улица Ленина. Северное трамвайное депо. 1954 год. Трамвай КТМ-1 маршрута № 1 на улице Советской. 1950-ые годы. Трамвай «Gotha» на улице Советской. Остановка «Площадь Ленина» в первые дни работы трамвая. 1954 год. Трамвай на улице Кирова. Первый трамвай на новой линии ЗМД — Киндяковка. Декабрь 1957 года. ![]() |
|