В следующем году в России вырастет финансовая нагрузка на автовладельцев. Таким образом проявит себя новая налоговая схема, условно именуемая «повышение акцизов -за часть транспортного налога». Для жителей Ульяновской области эта нагрузка будет ощутимой: ведь для них в полной мере сработает лишь первая часть новой схемы, а правом предоставить ульяновцам в 2011 году льготы по транспортному налогу областные власти не воспользовались. И это далеко не все трудности автовладельцев. Свой взгляд на возникшую проблему высказывает депутат областного Законодательного Собрания, член фракции КПРФ Вячеслав Алексейчик.

– В российское законодательство внесены изменения, согласно которым, начиная со следующего года, увеличиваются акцизы на бензин и другие виды топлива. Объявлено, что делается это с целью изыскать дополнительные средства на финансирование дорожного строительства. То есть бензин, благодаря росту акцизов, подорожает. Хотя цены на него в стране сегодня уже и без того высокие.

За примерами далеко ходить не надо. Руководитель федеральной антимонопольной службы Артемьев, выступая по телевидению, заявил, что завышение цен на бензин составляет сегодня в России от 15 до 20 процентов. Более того, премьер-министр Владимир Путин рассказал с трибуны, как завышаются цены на авиационный керосин, на чем ловкачи наваривают миллиарды рублей в год. Я ожидал, что после выступления Артемьева и после принятия закона о повышении акцизов на ГСМ цены на топливо как-то обуздают. Однако ничего подобного не произошло.

Тогда что же получается с акцизами? Для смягчения последствий их роста федеральные власти предприняли следующий шаг: снизили вдвое базовую ставку транспортного налога и предоставили регионам право снижать размер этого налога еще больше, вплоть до освобождения от уплаты владельцев автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил. Только выглядит это решение, мягко говоря, странно. Ведь акцизы поступают в федеральный бюджет, а сборы транспортного налога -в региональный. Получается, центр предложил дать льготы автовладельцам за счет региональных бюджетов. Но еще неизвестно, перепадет ли что-нибудь от повышенных на бензин акцизов дорогам регионального значения. И как в такой ситуации прикажете областным властям снижать поступления от транспортного налога? Ведь тогда на содержание и ремонт местных дорог совсем ничего не останется.

Вот и в Ульяновской области облправительство не предусмотрело в 2011 году никаких послаблений по транспортному налогу. С экономической точки зрения понять это можно: как выбросить из доходов облбюджета, например, поступления от владельцев машин до 150 лошадиных сил, если освободить их от налога? Ведь такие автомобили составляют сегодня половину автопарка нашего региона. Но с точки зрения простого человека поднять акцизы на бензин и не предоставить льгот по транспортному налогу – несправедливо. Опять все получается за счет людей, налогоплательщиков. Рост цен на бензин повлияет также на подорожание других товаров и услуг.

На примере вазовской «семерки» (автомобиль мощностью до 100 л.с.) я прикинул, во что обойдутся ее владельцу налоговые нововведения. Сейчас при пробеге 5000 км в год требуется заплатить порядка 10368 рублей за бензин плюс 680 рублей транспортного налога. Если при повышении акцизов со-

всем отменить транспортный налог (что допускается), годовые затраты владельца «семерки» уже вырастут на 904 рубля при пробеге тех же 5000 км. А если транспортный налог сохранится, как в Ульяновской области, то к сумме затрат следует прибавить еще и его.

Поэтому остается лишь посочувствовать ульяновским автовладельцам: они будут уплачивать и повышенный акциз, и транспортный налог.

– Что же делать в такой ситуации?

– Мое предложение такое: нужно включить антимонопольный механизм, использовать действующее законодательство (крупные штрафы и т.п.) и сделать цены на бензин в стране более справедливыми. Если через федеральную антимонопольную службу удастся обеспечить снижение цен на ГСМ в России пусть не на 15-20 процентов, о чем говорил Артемьев, а хотя бы процентов на 10, тогда величину транспортного налога в Ульяновской области на 2011 год можно оставить без изменений. А если федеральное правительство не в силах повлиять на ситуацию с ценообразованием по бензину, то в нашем регионе напрашивается решение снизить вдвое ставки транспортного налога, а владельцев машин мощностью до 150 л.с. освободить от него. Хотя, повторюсь, для области это было бы экономически очень тяжело.

– Если Ваши предложения не будут услышаны, готова ли депутатская фракция КПРФ в Законодательном Собрании сама инициировать поправки в областной Закон о транспортном налоге?

– С инициативой выступить можно, однако если большинство окажется против, положительного результата мы не добьемся.

Сергей ГОНЧАРОВ

При содействии пресс-службы ЗСО.