9 мая страну облетела весть об очередной авиакатастрофе, которая на сей раз произошла в далекой Индонезии с участием новейшего российского самолета «Сухой Суперджет 100». За штурвалом лайнера находился 57-летний летчик и космонавтиспытатель Александр Яблонцев. О нем как об асе, сослуживце и просто человеке рассказал заслуженный испытатель космической техники России, подполковник в отставке, а с недавних пор житель Ульяновска Сергей Выренков.
– В феврале 1995 года вместе с Александром Яблонцевым я входил в состав пилотной группы, которой было доверено совершить полет по авиамаршруту «Аэродром «Чкаловский» – Томск – Хабаровск – Ноябрьск – Якутск – аэродром «Чкаловский», – вспоминает Сергей Выренков. – На борту самолета находились космонавты, готовившиеся к полету, а также столичные бизнесмены, которые на тот момент активно внедряли в стране геоинформационные системы, всего более ста человек. Перевозку весьма дорогостоящей компьютерной техники они смогли доверить только испытателям. И вот в ночь на 23 февраля мы подлетаем к аэродрому Якутска. Выясняется, что в результате резкой смены погоды взлетно-посадочная полоса полностью обледенела. Ее длина и так была значительно короче привычного для нас «Чкаловского», ситуацию усугублял резкий порывистый ветер. Александру пришлось применить максимум мастерства, чтобы посадить машину. При этом не было ни паники, ни малейшей растерянности.
Сергей Выренков рассказывает об этом с нескрываемым чувством гор-дости, поскольку имеет самое непосредственное отношение к подготовке столь классного летчика.
Александр Яблонцев родился 3 апреля 1955 года в Варшаве, где в то время служил его отец. Все детство и молодость он грезил космосом. Окончив Армавирское высшее военное авиационное училище летчиков ПВО, он сразу же поступил в Ахтубинский филиал Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе, получил квалификацию «инженермеханик». Дослужившись до летчикаиспытателя, Яблонцев не оставлял мечты о космосе. В 1987 году он прошел жесткий конкурс и был отобран для работы по программе «ЭнергияБуран». Здесь-то и состоялась первая встреча авиаторов. Сергей Выренков в то время служил ведущим бортовым инструктором-испытателем Центра подготовки космонавтов.
– Программа «Буран» на тот момент была для страны приоритетной, потому для участия в ней отбирались лучшие летчики и гражданские космонавты, – говорит Сергей Выренков. – Отбор был и впрямь жестким. Достаточно сказать, что из 3500 кандидатов к полетам было допущено шесть человек. В основном отсеивались по здоровью. Через меня проходили сотни летчиков и будущих космонавтов, однако Александр Яблонцев уже тогда отличался профессионализмом. Это был умный практик – к тому времени ежегодный его налет достигал 600 часов, – который знал свое дело и не задавал лишних вопросов.
В 1991 году Яблонцев стал, наконец, космонавтом-испытателем, однако в 1990-м работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены, а в 1993 году программа окончательно закрыта. По словам Сергея Выренкова, на протяжении нескольких лет Яблонцев вынужден был искать себе применение на гражданке.
И находил. В частности, именно к нему обращалось руководство ульяновской авиакомпании «ВолгаДнепр» при выполнении самых ответственных и сложных заказов.
– За штурвалом Яблонцев всегда сохранял хладнокровие и благоразумие. За свою карьеру он налетал свыше 10 тысяч часов на более чем 80 различных самолетах, из них две тысячи часов – на самолете «Сухой Суперджет 100». И именно он стал первым пилотом новейшего российского лайнера – сел за его штурвал еще в 2008 году, когда самолет только проходил заводские испытания. И очень радовался: мол, для летчика-испытателя первым опробовать новый самолет в деле – это пик карьеры.
Напомним, 9 мая самолет «Сухой Суперджет 100», выполнявший демонстрационные полеты в Индонезии, на высокой скорости врезался в отвесный склон горы Салак на острове Ява.
Никто из 45 человек, находившихся в салоне, включая восемь россиян, не выжил. Все российские эксперты до сих пор пытаются ответить на вопрос, почему опытнейший командир принял рискованное решение о снижении с безопасной высоты до 1800 метров.
Возможно, Яблонцев имел плохое представление о сложностях местного рельефа, где горы достигают 2,5 километра. Большинство специалистов сейчас сходятся во мнении, что причиной трагедии стало чрезмерное желание шеф-пилота произвести впечатление на потенциальных заказчиков самолета, для этого он направил лайнер к вулкану, который в Индонезии считается кладбищем самолетов – за последние годы здесь произошло семь авиакатастроф.
В любом случае, уверен Сергей Выренков, в нынешней ситуации будет делаться все, чтобы вину за авиакатастрофу возложить на Александра Яблонцева. В противном случае придется говорить о технических неполадках самолета, что негативным образом отразится на продвижении новейшего российского лайнера пожалуй, главного продукта модернизации, в который вложены миллиарды долларов бюджетных средств.
Тут уж не до честного имени летчика, будь он даже трижды ас.
Дмитрий Минаев