На концертах авторской песни артисты (как, впрочем, и зрители) одеваются в довольно в демократичную одежду – джинсы и свитер. Выступающие со сцены часто шутят и рассказывают забавные случаи из жизни. Иногда даже ошибаются и забывают слова песни, но зритель не винит их за это – на таких концертах вообще очень душевная атмосфера…
В минувшие выходные в Ломах прошел межрегиональный фестиваль авторской песни «Ломы 2008». Юные и не очень юные дарования вынесли на суд свои работы как в сочинительском плане, так и в исполнительском. А в воскресенье в Большом зале Ленинского Мемориала состоялся концерт с участием дипломантов и гостей фестиваля.
Одним из именитых гостей был Андрей Козловский, автор и исполнитель из Москвы, хотя родился Андрей, как и Дед Мороз, в городе Великий Устюг. Перед выступлением корреспондентам «МГ» удалось побеседовать с Андреем.
– Почему именно гитара, как она пришла в вашу жизнь?
– Во дворе мальчишки играли, и это считалось круто, вот я и научился, мне тогда было 12 лет. Первая моя гитара была ленинградского производства, как сейчас помню, стоила она тогда 9 рублей и была семиструнной, но я ее переделал на шести- и стал играть. А потом, когда вырос, отдал другу – его в армию забирали, и ему без гитары ну никак нельзя было.
– А какая песня была самой первой, и какая вам самому больше нравится?
– Первой была песня «Рыбак», я ее и сейчас пою на концертах. А-любимая – наверное, та, которая последняя, на данный момент «Лифт на родину Мао». Хотя она не самая последняя, но пока любимая.
– А когда вы стали считаться бардом?
– Сочинять я стал в 19 лет, но ничего про авторское движение не знал. Слышал, что есть такие барды – люди бородатые, поющие у костра, но не больше. А в 86-м (мне тогда было 27) меня пригласили на Грушинский фестиваль со словами – мол, если не поеду, то буду «фанерой» полной. Я был человек грамотный, подумал, раз фестиваль -значит, все как положено: рубашечка, костюмчик, ботиночки начистил, дипломатик упаковал. И приехал в Куйбышев. А там все идут на фестиваль с огромными рюкзаками в спортивных штанах и кедах. Я в своем костюме на их фоне смотрелся, мягко говоря, смешно. Пришлось срочно покупать себе спортивные штаны, тапочки, рюкзак даже какой-то приобрел нелепый, -все туда покидал и отправился на гору.
Именно там, на фестивале, Андрей познакомился с авторской песней, услышал Никитиных, Иващенко, Мищуков и других представителей самодеятельной песни. Друзья, с которыми Андрей был на фестивале, вытолкали его на участие в конкурсе. На тот момент в репертуаре Козловского было много песен, но спел он «Детскую лирическую про карасика». Совсем неожиданно для себя стал лауреатом и на гала-концерте от волнения опять пел «Карасика».
– А какие песни вы будете петь сейчас на концерте?
– Не знаю, еще не решил, я никогда заранее не планирую. Вот выйду на сцену, посмотрю на настрой зрителя, на атмосферу – и решу.
Действительно, на концертах авторской песни выступающие очень часто поют по заявкам. По залу бродят листочки со списком песен, или вопросами, от последних рядов они передаются к сцене, и исполнитель вслух читает послания зрителей.
– Что сейчас для вас песня -хобби или работа?
– Наверное, с тех самых пор, как я перестал петь у костра, это стало моей работой. Я много гастролирую, в том числе и за границей. Был в Америке, Бразилии, там очень хорошо принимают. А вот у костра и на кухне теперь не пою, даже для друзей, они понимают и не просят, а если хотят меня послушать, то я им диск поставлю.
– Говорят, даже если на концерт пришел только один зритель – артист обязан для него выступить. А вы бы стали это делать?
– К счастью, у меня таких ситуаций не было, но если бы случилась – я бы, конечно, отработал по полной.
– Пик бардовского движения пришелся на прошлый век, тогда на всю страну гремели песни Высоцкого, Визбора, Галича. Как вы считаете, на каком уровне сейчас авторская песня?
– Да на таком же. Поклонников сколько было – столько и есть, да и исполнителей хватает. Нет Визбора, зато есть другие. Сами посудите: каждый год Грушинский фестиваль собирает тысячи людей. Сегодня в Ломах было почти две тысячи, и это несмотря на то, что погода была, мягко говоря, нелетная. Да и сейчас в зале народу предостаточно, и это с тем учетом, что многие еще не приехали с выездного фестиваля. Так что я уверен: авторская песня жива и жить будет.
Досье
Андрей Владимирович Козловский. Родился 9 июля 1959 года.
По образованию инженер-механик.
Был членом ленинградских клубов «Городской песни» и «Сатиры и юмора».
В начале 2000-х выступал в составе дуэта «Баранов и Козловский».
Записывал альбомы и выступал с группой «ГрАссМейстер».
В настоящее время продолжает писать и исполнять свои песни, не только в жанре «классической» авторской песни, но и роковые, и блюзовые композиции.
Дискография
1996 – «Моя песня на компакте»
1999 – «Полный вперед!»
2000 – «Лучшие песни. 1978-1990 годы»
2003 – «Лучшие песни. 1990-2000 годы»
2003 – «Уездные хроники»
2003 – «Мой блюз» (со «сборной» московского блюза: Иван Жук, Николай Садиков, Алексей Половинкин, Роман Гринев, Вовка Кожекин)
2003 – «Поехали, Дункель!» (с группой “ГрАссМейстер”)
2008 – «Он едет»
Полина ЕСИНА