Счетная палата РФ, проверив, как Роспотребнадзор выполняет свои функции по защите прав потребителей, пришла к выводу, что делать это в нашей стране непросто, так как в законодательстве слишком много существенных пробелов. В России чаще всего нарушаются права потребителей в сферах торговли и ЖКХ.
По информации Роспотребнадзора, правительству РФ рекомендовано разработать долгосрочную стратегию по защите прав потребителей и подкорректировать законодательство в этой части. Как подчеркнул аудитор Счетной палаты Владимир Катренко, в ходе проверки были выявлены не столько недостатки в работе Роспотребнадзора, сколько прорехи в законодательстве, которые не позволяют защищать потребителей максимально качественно.
Роспотребнадзор ежегодно проводит 140 тысяч проверок, из-за постоянного роста жалоб их число неуклонно растет. Более двух третей нарушений приходятся на сферу торговли. Наиболее типичные из них – отсутствие полной и достоверной информации о продавце и товаре, документов, подтверждающих безопасность продукции, нарушение сроков годности товаров и правил продажи. Значительное число нарушений зафиксировано в сфере жилищно-коммунальных услуг. Имеющиеся нормативные правовые акты не в полной мере обеспечивают правовое регулирование в сфере защиты прав потребителей, что не позволяет контролирующим и надзорным органам, в том числе Роспотребнадзору, работать более эффективно.
Владимир Катренко, например, напомнил, что сейчас запрещено использовать при внеплановых проверках «эффект внезапности», то есть о проверке надо заранее предупреждать. В итоге недобросовестный продавец, реализующий товары с истекшим сроком годности, зная о проверке, имеет возможность временно устранить нарушения, а после ее завершения вернуться к соответствующей практике.
Кроме того, благодаря пробелам в законодательстве недобросовестный предприниматель вообще может уклониться от проверки. Отсутствует механизм переноса срока проверки, если руководитель болен или находится в отпуске. А если меняется наименование юрлица и фактический адрес, проверки в текущем году исключаются.
Есть и еще факторы, затрудняющие защиту прав потребителей. Например, отсутствует универсальный правовой механизм защиты прав неопределенного круга потребителей, который бы позволил в случае признания противоправным действия конкретного предпринимателя по отношению к потребителям априори считать аналогичное действие противоправным и со стороны других предпринимателей.
Еще одной неожиданной негативной тенденцией, выявленной аудиторами, стало то, что российские общества защиты прав потребителей, которые по идее должны быть помощниками надзорных и контролирующих органов, стали за деньги защищать предпринимателей от покупателей, которые уже и не знают, где искать помощи.
Ольга Тихонова