«Воспоминание о будущей весне» -эта написанная на обороте натюрморта художника Азария Трапицына загадочная фраза стала названием для его персональной выставки в Художественном музее. Натюрморт этот очень символичен. Он связывает художника с одним из главных его учителей – знаменитым Аполлинарием Васнецовым. Ваза, изображенная Трапицыным на натюрморте, и сейчас стоит в музее Васнецова. У него Азарий учился с 1910 по 1914 год в Московском училище живописи и зодчества.

Другие преподаватели художника тоже знамениты. Это, например, Леонид Пастернак, отец знаменитого поэта, и Константин Коровин, с которым Трапицын познакомился еще до училища. Учеба в столице сопровождалась и другими яркими встречами. Так, среди однокурсников художника был Владимир Маяковский. А сам он активно участвовал в столичных выставках и объединениях художников, значился среди «мирискусников».

Но большая часть выставки рассказывает все-таки о другом периоде в судьбе Трапицына – симбирско-ульяновском, ведь с нашим городом связаны большой отрезок жизни художника и немало картин. На свет Азарий появился 125 лет назад в Вятской губернии в семье священника. Отсюда и удивительное имя, обозначающее в переводе «Божья помощь». Отец полагал, что молодому Трапицыну Бог поможет тоже стать священником. Но Азарий выбрал другой путь: ушел из духовной семинарии и занялся рисунком и живописью. После окончания Московского училища он уехал в Вологду, где служил священником его старший брат. Ну а когда Трапицын-старший отправился на службу в Симбирск, Азарий перебрался вслед за ним.

С тех пор художник стал рисовать Волгу, ставшую главной темой его творчества. Он даже совершил специальное

путешествие по реке, запечатлевая каждый уголок Средней Волги. «…Он поэт современной Волги, умеет ее увидеть и умеет ее показать. Все Среднее Поволжье проходит на его полотнах. Скоро Волга, отраженная в его творчестве, отойдет в область прошлого. Волгострой уже к концу этой пятилетки преобразит ее», – обычно эту цитату из газеты «Пролетарский путь» 1933 года приводят в качестве наиболее удачной характеристики волжских работ Трапицына. Хотя автор той заметки немного ошибся во времени – каскад плотин на реке был завершен чуть позже, чем ожидалось.

Трапицын запечатлел великую русскую реку такой, какой мы ее уже никогда не увидим. В том числе посвящены его работы и Симбирску-Ульяновску 1920-х годов. Великая река и старинный город – вот что может заинтересовать в этой выставке посетителей, увлеченных историей родного края. Ну а ценителей живописи удивят несомненно высокий уровень мастерства художника и его своеобразие. Манеру Трапицына определил открытый импрессионистами прием точечного мазка. Из этих мелких деталей художник и создавал на своих полотнах величественные образы жигулевских просторов, сказочность берегов у Нижнего Новгорода, тихую прелесть и очарование островов у Камского устья и Симбирска.

Лидия ПЕХТЕРЕВА