В администрации Ульяновска 6 ноября состоялось первое совещание с участием представителей подрядной организации, которая займется выполнением работ.

По итогам открытого конкурса Управлением дорожного хозяйства и транспорта муниципальный контракт заключен с АО «Гипростроймост». Исполняющий обязанности начальника Управления Сергей МАКСИМОВ сообщил, что в результате торгов с заявленных первоначально 148,5 млн рублей цена контракта снизилась до 118 млн рублей.

На данный моменты специалисты предприятия провели осмотр Императорского моста и на совещание принесли на рассмотрение несколько вариантов, каким образом можно сделать новые швы. Главный инженер АО «Гипростроймост» Виталий ДУРБАН также попросил перекрыть мост на все время работ, перенаправив транспортный поток через Президентский мост.

– Надо свозить вас на встречу к жителям, которые страдают и сильно переживают даже при кратковременных перекрытиях, когда мы оперативно устраняем аварийность. Трагедия для людей! Вот сначала посмотрите им в глаза, потом будете о полном перекрытии говорить… Я понимаю, что вам хочется комфортные условия работы для себя создать, но мы и мнение ульяновцев должны учитывать. Поэтому полное перекрытие даже обсуждать не хочу. Максимум можем говорить о том, чтобы с вечера пятницы до пяти утра понедельника закрыть. За двое суток можно сделать большой объем работ, – сказал Глава города Александр БОЛДАКИН.

По словам специалистов АО «Гипростроймост», на Императорском мосту сейчас используется три вида швов, причем их конструкция уже не соответствует проектному из-за многочисленных ремонтов кустарным способом.

– На самом деле, мы уже давно начали обследовать этот мост. Еще в 2007 году делали дефектовку, и уже тогда он был в плачевном состоянии. Мы давали свое заключение, но воз и ныне там. Десятилетиями обслуживание моста не велось. Поэтому, собственно, сейчас и встал так остро вопрос со швами. Надо периодически чистить (продувать воздухом) деформационные швы. Потому что иначе в открытую часть набивается грязь, и дождевая вода, которая затем замерзает, расширяется и разрывает резиновые компенсаторы. Резина рвется, вода капает дальше, попадает уже на конструктивные элементы, образуется коррозия. Все упирается в обслуживание! – подчеркнул Виталий ДУРБАН.


Со временем износились не столько сами деформационные швы, сколько их прижимные планки, прикрученные огромными выступающими болтами, которые, конечно же, повреждались трактором при механизированной уборке моста. Именно их сварку мы чаще всего и наблюдали, стоя в автомобильной пробке

Основное отличие в предлагаемых АО «Гипростроймост» вариантах в том, что, например, для шва гребенчатого типа придется заказывать и ждать изготовление деталей на заводе, который находится где-то в Подмосковье. Тогда как для изначальной советской конструкции все детали можно изготовить в Ульяновске на базе самого АО «Гипростроймост». В любом случае на изготовление швов, по словам специалистов, потребуется от двух до четырех недель, а затем еще надо произвести их монтаж.

– Из 10 стыков наибольшую тревогу вызывают два, их мы планируем заменить в первую очередь. Ждем технологическую схему и рабочие чертежи на выполнение работ. Со своей стороны, организуем самый строгий контроль за каждым этапом будущего ремонта. Это жизненно необходимо, несмотря на прописанную контрактом шестилетнюю гарантию, – подчеркнул Глава города Александр БОЛДАКИН.

Специально для контроля за работами на мосту в штат к МБУ «Стройзаказчик» пригласили мостовика, специалиста с многолетним стажем Константина ХУДЯКОВА. До этого он трудился в «Мостоотряде-114» (филиал ПАО «Мостотрест»), который строил путепровод через реку Неву. Затем были несколько путепроводов в Москве и объекты олимпийского строительства в городе Сочи.

– Мост – технически очень сложная конструкция, которая требует ежедневного контроля при проведении как строительных, так и ремонтных работ. При этом все делается по цепочке, чтобы приступить к следующим работам, надо принять предыдущие. Иначе одна ошибка приведет к тому, что нарушится весь цикл. Поэтому надо действовать поступательно, проверяя каждый шаг, – прокомментировал Константин ХУДЯКОВ.

Так как полностью перекрыть движение по переправе не получается, над ремонтируемым участком шва будут делать специальную металлическую конструкцию – аппарель – для проезда автомобилей. На первом этапе планируют до конца года заменить два деформационных шва, которые наиболее изношены и находятся сейчас в самом плохом состоянии. Завершить работы планируется в августе 2025 года.

Надо сказать, что замена швов и дорожного покрытия – это не то же самое, что ремонт всего моста. Между тем уже неоднократно заявлялось о плохом состоянии плит. Этим летом на проблему обратил внимание первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Владимир КОШЕЛЕВ. По его обращению в сентябре Императорский мост проверила Генеральная прокуратура.

По итогам проверки установлено, что мост включен в уставный капитал ОАО «РЖД». Обязанность по содержанию металлических пролетных строений, опор и устоев моста, а также иных конструктивных элементов возложена на Куйбышевскую железную дорогу. Однако, по соглашению от 01.10.2021 года, администрация Ульяновска приняла на себя обязательства по текущему содержанию асфальтового покрытия проезжей части моста, в том числе деформационных швов. Это было сделано вовсе не от того, что у муниципалитета мало забот и захотелось получить еще больше. Просто иначе ни швами, ни покрытием никто не занимался. На тот момент ОАО «РЖД» уже давно отстранилось от этих проблем, между тем их надо было решать, и город взял это на себя. Инициатива наказуема. Теперь со всех сторон шишки сыпятся именно в адрес городской администрации, а железнодорожники как бы остаются, по крайней мере, в информационном поле, ни при чем.

В ответе из прокуратуры говорится, что дефекты, снижающие долговечность мостовых опор, были выявлены еще в 2018 году. И не устранены до сих пор! Поэтому в связи с длительным непринятием ОАО «РЖД» мер по приведению сооружения в нормативное состояние ульяновским транспортным прокурором 21 октября было направлено исковое заявление в Басманный суд Москвы. В отношении виновного должностного лица инициировано возбуждение дела об административном правонарушении по части 6 статьи 11.1 КоАП РФ (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене).