В минувшую пятницу областной госархив открыл выставку, посвященную 175-й годовщине Симбирской епархии. Показать и рассказать было что: по мнению некоторых исследователей, именно в Ульяновске сохранилась самая большая коллекция церковных летописей. Многие из представленных на выставке экспонатов гораздо старше самой епархии, пояснил сотрудник архива и автор выставки Антон Шабалкин.
Симбирский долгострой
Епархия в Симбирске возникла только через 184 года после основания самого города. А до тех пор Симбирск и прилегающие к нему территории подчинялись сначала патриаршему приказу, потом были приписаны к Казанской епархии. Святейший синод идею создания в Симбирске своей епархии аргументировал императору Николаю I многочисленностью у нас церквей (в Казанской губернии приходских церквей было 406, а в Симбирской – 603) и безграмотностью местных батюшек. По мнению Синода, они нуждались в собственной кафедре и семинарии. 10 февраля 1832 года император подписал документ об учреждении Симбирской епархии.
Первым местным владыкой стал архиепископ Анатолий, прибывший из Минска. Это был старец весьма колоритной внешности и исключительно духовных устремлений. При нем в нашем городе наконец освятили небезызвестный кафедральный Троицкий собор – симбирский долгострой и головная боль не одного поколения священников и административных властей. Троицкий собор в проекте был разработан еще в 1816 году архитектором Коринфским, тогда еще совсем молодым человеком. В 1824 году, 7 сентября, на закладке собора присутствовал сам император Александр I. Он собственноручно серебряной, вызолоченной лопаткой заложил первый камень.
Но только к 1832 году были возведены стены собора. Потом понадобилось еще девять лет, чтобы привести в надлежащий вид внутреннее его убранство – иконостасы, росписи и проч. Собор был освящен в 1841 году.
А причина таких малых темпов строительства была в недостатке денег. Не помогло даже то, что средства на строительство собирали всей Россией. В экспозиции архива представлена книга о сооружении собора, где записаны фамилии многих знаменитых россиян, внесших свою финансовую лепту в его строительство. 100 рублей,например, дала на наш собор Софья Давыдова, супруга Дениса Давыдова. Самую большую сумму – свыше шести тысяч рублей – внес санкт-петербургский купец. Самое маленькое пожертвование – всего пятьдесят копеек записано за неким канцеляристом Корсаковым.
Лидировали по детской смертности
В экспозиции госархива отведено место уникальным по сути документам – метрическим книгам. В частности, представлена книга Богоявленской церкви.
Она раскрыта на странице, где самая верхняя запись гласит о дне смерти и погребения Дмитрия Минаева… А уникальность метрических книг в том, что именно в них велась регистрация всей жизни православного человека: от рождения до смерти… Такие записи позволяли судить об уровне жизни в губернии или уезде в целом. Например, симбирские метрические книги в конце 19-го столетия фиксируют катастрофическую смертность среди детей от одного месяца до полугода. Средняя продолжительность жизни в Российской империи той поры, по подсчетам земских врачей, составляла 26,5 года, а в Симбирской губернии – всего 19,3 года. Причем, судя по сохранившимся записям, младенцы нередко умирали и в обеспеченных семьях. Например, в семье Ульяновых в грудном возрасте умерло двое детей.
Фабрика невест
Учебные заведения Симбирской епархии – это еще одна тема экспозиции.
Достаточно любопытно Антон Шабалкин рассказал историю появления у нас Спасского епархиального училища для обучения девушек «из духовного звания». Якобы все началось с того, что у архиепископа Феодосия на руках остались малолетние дети от его родственников… А потом к нему с визитом явился молодой священник, который попросил владыку принять своих собственных детей, оставшихся после смерти жены. Архиепископ развел руками: «А я-то что с ними буду делать?». «Вас Господь вразумит…» – ответил священник.
Так, при Спасском женском монастыре, где в то время располагалась резиденция владыки, было основано училище для девиц из духовного звания.
Оно долгое время считалось фабрикой невест для духовенства. Воспитанницам училища давали навыки образования, учили рукоделию и старались выдать их замуж за выпускников духовной семинарии, решая, таким образом, вопрос поиска достойной спутницы жизни для священнослужителей.
В 1876 году у дворян Карповых было выкуплено здание, которое расположено на площади Ленина и ныне принадлежит госпиталю. Спасское училище переехало туда и было преобразовано в епархиальное.Оно на долгие годы было главным и самым доступным училищем в Симбирске для девушек.
Церковь – под очаг…
К 1917 году в Симбирске были 21 домовая и 25 приходских церквей, три собора и два монастыря. В 30-е годы с них полетели колокола. Шла индустриализация, работал призыв: колокола – на трактора… В экспозиции выставки, посвященной советскому периоду, представлена газета, в которой объявлен приговор десятку симбирских храмов. В сентябре 1931 года они были закрыты и переданы, как было сказано, «под очаги культуры».
Пять церквей отдали под рабочие клубы, летний кафедральный собор – под антирелигиозный музей, две церкви – зимний собор и Тихвинскую было решено сломать «на стройматериалы» как пришедшие в ветхость… В этой же газете было опубликовано решение, ставшее роковым для самого архива. Его определили в здание Германовской церкви, которое в прошлом году епархия себе «отсудила». Так что выставка, посвященная ее юбилею, создавалась при весьма неоднозначных обстоятельствах…
В советский период симбирская паства трижды оставалась без епископа. Зато витрина, на которой представлен ее сегодняшний день, демонстрирует поиски взаимопонимания власти светской и церковной. К слову сказать, архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл выставку, посвященную епархии, не посетил. Хоть и был приглашен…