Аккуратные водители должны платить меньше заавтостраховку.
Во всяком случае такого эффекта ожидают от Бюро страховых историй, которое начало свою работу с 1 августа.
С 1 августа в единую автоматизированную информационную систему «Бюро страховых историй» все страховые компании, осуществляющие заключение договоров КАСКО и ОСАГО, обязаны предоставлять полную информацию по заключению, изменению и расторжению договоров страхования, а также по убыткам в рамках этих договоров.
Убытки и данные по договорам, заключенным до этой даты, в историю не попадут. Связано это с тем, что в отличие от ОСАГО в КАСКО не было единых для всех страховщиков правил страхования и обязательного перечня информации, который они должны были бы вести по каждому своему клиенту.
По словам начальника управления страховых историй Российского союза автостраховщиков (РСА) Алексея Мерцалова, идея этой базы состоит в том, что страхователи, которые ездят безаварийно, могут получать скидки, причем значительные, по КАСКО. До сих пор автовладелец, попав в аварию, чтобы избежать повышенных выплат при продлении договора КАСКО, просто менял компанию. В новой компании о его «подвигах» ничего не было известно, поэтому ему удавалось избегать повышенных ставок. Да и при страховании КАСКО мало кто считал тарифы, исходя из аварийности клиента.
С помощью новой системы страховщик сможет легко и быстро ознакомиться с историей будущего клиента. Как заявляют в РСА, аккуратные и добросовестные водители смогут приобретать полисы по более низким ценам.
Однако сэкономить хорошим водителям вряд ли удастся. С начала 2015 года стоимость полисов КАСКО в стране из-за роста курсов валют и роста цен на запчасти подорожала в среднем на 40 процентов.
Планируется, что в скором времени благодаря этой системе и сами автовладельцы смогут узнать свою страховую историю и понять, на что им рассчитывать при заключении добровольных видов страхования, а также не обманывает ли их страховщик.
Сейчас обсуждаются различные варианты того, каким образом предоставить автомобилистам доступ к системе, сообщает «Российская газета». Скорее всего, предоставление такой информации будет платной услугой. И будет сделано по аналогии с тем, как сейчас предоставляется кредитная история того или иного банковского клиента.
Еще одним предназначением Бюро страховых историй является борьба со страховым мошенничеством головной болью для страховых компаний.
Чаще желание обмануть страховщика появляется спонтанно. К примеру, уже–после случившейся аварии в голову автовладельцу приходит мысль застраховать машину «задним числом».
Другая распространенная схема получение двойной страховки, по ОСАГО и по КАСКО одновременно. Алгоритм довольно прост: после ДТП пострадавший, застрахованный по КАСКО, обращается в страховую компанию виновника, где ему выплачиваются деньги по ОСАГО. Через некоторое время мошенник заявляет своим страховщикам, что его автомобиль поврежден неизвестными ему третьими лицами, после чего получает полагающуюся ему страховку по КАСКО. Неоднократное проворачивание такой аферы обусловлено как раз отсутствием единой информационной базы. Наконец, массовый характер приобрели так называемые «автоподставы» с инсценировкой серьезных ДТП. Проблема в том, что выплаты, перечисляемые мошенникам, ложатся на плечи аккуратных и честных водителей. Будет ли положен этому конец, станет ясно через год.
Дмитрий Минаев