Министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что эксплуатацию и конструкторское сопровождение тяжелых транспортников Ан-124 «Руслан» обеспечит не ульяновский «Авиастар», а «Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева», расположенный в подмосковном Жуковском.

Мантуров отметил, что решение принято в связи с отказом украинского «Антонова», являющегося разработчиком самолета, поддерживать режим эксплуатации «Русланов».

– С учетом того, что мы занимались производством этих самолетов в России – в Ульяновске, мы определили ОКБ Мясищева, входящее в Объединенную авиастроительную корпорацию, компанией, которая будет заниматься техническим сопровождением этих самолетов по всему жизненному циклу, – заявил Мантуров.

По сути, это лишь подтверждение слов замглавы Минпромторга Андрея Богинского, который еще осенью 2016 года заявил, что ЭМЗ им. В. М. Мясищева и конструкторское бюро «Волги-Днепра» могут заняться поддержанием летной годности самолетов «Руслан» при отказе украинской стороны. Он говорил, что только эти предприятия, а также КБ им. Ильюшина могут реально заниматься такой работой.

Впрочем, на самом «Авиастаре» не подтверждают информацию о прекращении работы по техническому сопровождению «Русланов».

– Работа идет в обычном режиме, никаких изменений не произошло, – пояснили нам в пресс-центре авиазавода. – Сейчас глубокую модернизацию и техобслуживание на «Авиастаре» проходят три самолета Ан-124. Работаем по всем самолетам, которые эксплуатируются в России, – принадлежащим и «Волге-Днепру», и Минобороны. Все контрактные обязательства будут выполнены. Указаний о передаче этих компетенций дано не было.

Пока дальше слов дело не пошло, но если все же компетенции «Авиастара» передадут ЭМЗ им. Мясищева, это станет очередным ударом по Ульяновску, который вообще-то является родиной для подавляющего большинства «Русланов». После остановки производства этих транспортников именно на «Авиастаре» проводится их техническое обслуживание и модернизация. Например, уже в начале 10-х годов по заказу Министерства обороны ульяновский завод модернизировал десяток этих самолетов. По данным СМИ, доля «Русланов» в общем объеме заказов ульяновского авиазавода составляет 10 процентов.

Передача работ по техобслуживанию, впрочем, произойдет не из-за неспособности «Авиастара» их выполнять, а скорее по политическим причинам. Как сообщали СМИ, в контракте по обслуживанию «Русланов» прописано, что «Авиастар» занимается этим при содействии «Антонова». Но украинское предприятие, отказываясь иметь дело с Россией и вообще выступая против использования Москвой этих транспортников, осложняет обеспечение летной годности самолетов. Поэтому «Объединенной авиастроительной корпорации» пришлось создать базу ремонта самолетов на площадях другого завода, не имеющего контракта с «Антоновым», а «Авиастар» оставить за бортом.

Ян Гуров