Продолжая разговор о реформе сферы обращения с отходами, важным моментом надо отметить создание региональных операторов, которые теперь будут отвечать не только за сбор и утилизацию отходов, но и за несанкционированные свалки. Из городского бюджета исчезнет соответствующая строка расходов, а судебные инстанции уже начали принимать решения в отношении областных структур, а не муниципальных, как было ранее.

В настоящее время на администрации Ульяновска находится 32 исполнительных листа о ликвидации места несанкционированного размещения отходов. В этом году уже выполнены решения судов по 10 свалкам.

Вместе с тем теперь с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ за администрацией города закреплено лишь участие в организации мероприятий по уборке загрязненных территорий и ликвидации свалок. Основная нагрузка ляжет на область и регионального оператора.

– Мною была проанализирована судебная практика и решение Конституционного суда РФ от 5 марта 2013 года №5-п по делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», – заявил начальник Управления по охране окружающей среды Александр КУРАШОВ. – Согласно Федеральному закону №131-ФЗ, в полномочия городских округов входит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Обращаю внимание, что у города только это обязательство. Хотя судебная практика сложилась негативная – таким образом, что обязательства по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов возлагаются на администрацию города. Хотя, согласно постановлению Верховного суда РФ от 13.05.2014 года, возлагать такую обязанность на органы местного самоуправления возможно лишь в том случае, если отходы появились результатом их хозяйственной деятельности как юридических лиц.

Понятно, что мусор на несанкционированных свалках не является результатом деятельности администрации города. Как правило, его туда скидывают коммерсанты или сами жители близлежащих домов.

– Контрольные или надзорные органы, которые выявляют места несанкционированного размещения отходов, обязаны (подчеркиваю – обязаны!) установить собственника отходов либо владельца земельного участка. Но чаще всего, когда, например, сотрудники прокуратуры выходят на место, они пишут просто: «Отходы находятся в границах муниципального образования». Собственника отходов и владельца участка не устанавливают, соответственно, суд выносит решение в отношении муниципалитета. Эту ситуацию, когда город тратит значительные средства на уборку чьего-то мусора, я считаю, недопустимой, – сказал Александр КУРАШОВ.

В настоящее время судебная практика поменялась: три исполнительных производства находятся в отношении областного Минсельхоза. Дело в том, что земля, не находящаяся в муниципальном владении, по определению принадлежит государству, соответственно, оно и должно на данной территории следить за порядком. За администрацией города останутся полномочия лишь выявлять несанкционированные свалки, а убирать или выявлять виновных будет, скорее всего, региональный оператор, когда он будет выбран.

Примечание
Постановление Конституционного суда РФ от 05.03.2013 №5-П можно посмотреть по ссылке: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-05032013-n.

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: http://legalacts.ru/doc/131_FZ-ob-obwih-principah-organizacii-metfnogo-samoupravlenija.