Выпадающее на 2016 год 250-летие со дня рождения историка Николая Карамзина вызывает к жизни все более невероятные планы и проекты. Особенно в этом «творчестве» отличаются ульяновские чиновники, обрадованные фактом подписания президентом России указа о государственном праздновании юбилея Николая Михайловича. На предложение указа подключиться к подготовке торжеств наши власти быстро сочинили перечень юбилейных мероприятий, приложив к нему смету более чем на четыре миллиарда рублей. Среди мероприятий значится и восстановление на площади Ленина Свято-Троицкого собора. В надежде, вероятно, на то, что авось дадут. Отдает, признаться, шулерством, но грех, наверное, не содрать с Москвы эти четыре миллиарда или хоть сколько-то, только истина, как говорится, дороже. Оставим пока в стороне такие пункты юбилейных мероприятий, как перепрофилирование Ленинского мемориала в музей Николая Карамзина, строительство историко-архивного центра, переименование аэропорта «Центральный» в Карамзинский и т.д. Посмотрим всего на один пункт – восстановление Свято-Троицкого собора. Предлагая этот проект Москве, ульяновские власти считают, похоже, что федеральный центр так же плохо знает, кто такой Карамзин, как и они сами. Раз человек из прошлого, да еще и приближенный императоров, то собор в подарок к его юбилею, дескать, самое то. Да и в строку это нынче: в стране возрождение православия, в авангарде которого – первые лица государства. И плевать на невозможность строительства собора на этом месте без разрушения уцелевших старинных зданий. В частности, сельхозакадемии и Краеведческого музея. Плевать на тот факт, что собор здесь, рядом с памятником Ленину и бывшим обкомом КПСС, никак уже не вписывается. Если деньги федерация даст – продавим. Но нуждается ли память Карамзина в таком презенте? Лично я в этом сильно сомневаюсь. Было бы большой ошибкой причислять Николая Михайловича к истово верующим людям вообще и к православным, в частности. Об этом свидетельствуют и современники историографа, и его личные записи. Он был скорее деист, чем православный, то есть верил, что, сотворив мир, Бог оставил его, и мировые судьбы божественным промыслом не управляются. Взгляд этот, согласитесь, бесконечно далек от канонически-христианского «На все воля Божья!». Не считал так Карамзин. И еще он был скептиком и человеком страшно разочарованным. Жившим, по определению исследователя его жизни и творчества Юрия Лотмана, буквально без надежды. То, что надеяться не на что, он писал и в своих письмах друзьям. Он не верил в счастье, полагая, что, когда есть болезни, страдания, скорби и смерть, счастье невозможно. Это надо знать и с этим жить. Он с этим и жил. Да и вряд ли Карамзин обрадовался бы подаркам и юбилейному шуму на его родине, поскольку к Симбирску он был, судя по всему, равнодушен. В письме другу всей жизни Ивану Дмитриеву писал так: «Любезный Симбирск, Волга, Свияга, мне уже, вероятно, не видать вас: признаюсь, что и не желаю видеть!». Хоть и «любезный», но видеть «не желаю» – прямее не скажешь. Надоела ему и страна в целом. Он резко и категорично прекратил работу над продолжением «Истории государства Российского» и, несмотря на сказанные когда-то слова о том, что Россия у него на первом месте, в конце жизни страстно хотел уехать. Хлопотал о должности русского консула во Флоренции и добился ее. И в порту Санкт-Петербурга стоял уже фрегат, готовый доставить Карамзина к берегам Италии, как смерть поставила всему точку. Умер он внезапно, сидя в кресле. Нынешние планы по канонизации историка, кстати, не первые планы такого рода. Попытки сделать из него святого начались сразу же после его кончины. Старались очистить образ от всего «неправильного» и слепить икону певца империи. Но Карамзин был тем, кем был. Очень умным, очень честным, очень независимым и очень порядочным человеком с мятущейся душой. И если бы он мог подать сейчас свой голос, он, наверное, первый сказал бы ульяновскому чиновничеству: «Успокойтесь, ребята, и не суетитесь. Ничего не надо – не для того я жил. И не крушите историю, она такая, какая сложилась – мне ли не знать. В том числе и та, что сложилась в XX веке с его мемориалами и обкомами». На мой же взгляд, если что и стоило бы сделать к этой действительно круглой, действительно юбилейной (пять раз по пятьдесят!) дате, то это построить, наконец, здание архива. Или даже Центр, назвав его именем самого известного русского историка – Николая Михайловича Карамзина. Безо всякого шума и мишуры. Юрий КАШИНСКИЙ Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Ульяновец
Сейчас эти 4 млрд приспособят, половина, как всегда, может уйти в неизвестном направлении. Карамзин написал "Историю Государства Российского". Вот и нам надо проявить логическое продолжение его цели и интересов – построить здание Госархива, чтобы он не находился в неприспособленном для него здании детсада. Ведь ульяновские архивисты лелеяли и берегли (в соответствии с Указом Ленина) все документы, несмотря на то, к какой власти эти документы относились. Главное – сохранить историю такой, какая она была. Соблюдался и температурно-влажностный режим, и световой. Всё сберегли. Но так, как в последнее время документы перекидывали то в Мемцентр, то в детский сад, пренебрегая историей и судьбами людей живущих, такого не было. Поэтому логичнее было бы построить для архива специальное здание, с хранилищами, современной противопожарной системой и т.д. Сотни людей обращаются в архив за подтверждением трудового стажа, имущественных прав, стыдно, когда из других городов приезжают исследователи и работают в бывшей групповой комнате детсада.
протоиерей Алексий Скала
Желание наших местных властей все время необдуманно и "от ветра главы своея" влезть в духовные дела весьма поражают. Странно это… Когда я с владыкой Проклом как-то говорил на "больную" тему Троицкого собора, архиепископ был очень категоричен : "Не хочу иметь к этому никакого отношения!". Очевидно, что глава епархии видит все же абсурдность и "аферность" этой идеи. Трудно даже представить многлетний долгострой на площади Ленина, особенно, если посмотреть на Спасо-Вознесенский собор, за строительство которого так рьяно ранее взялся губернатор, и о котором уже год как благополучно забыл…
протоирею
Интересно, собор когда-нибудь достроят? Как-то даже за Ульяновск обидно. Собор достроить не могут. В городе маса людей в православной вере. А кафедрального собора нет. Ездил, как-то в одну республику соседскую. Удивился тому, с какой любовью относятся к святым местам. Православным. Даже в глухих местах, местные жители водят экскурсии, туда где храм был в далекой древности. Поистине Ульяновск город без веры в Бога
Это Вы зря –
про "без веры и Бога". Нельзя так категорично, да и что дано нам знать о божьем промысле? Другое дело – без царя в голове. Это да, это сильно заметно, что есть, то есть. И что-то перспектив обнадеживающих, в смысле появления царя в голове, пока не наблюдается.
протоиерей – вопрошавшему
Думаю, что собор достроится тогда, когда он станет нужным не только мне, не только нескольким сотням прихожан, которые вносят свою малую лепту в это дело, а хотя бы половине из тех наших горожан, которые именуются православными. А что до безверия нашего города… Вера есть, но ее весьма не много… Оттого и город такой, и в городе так. Упреждая комментаторов говорю сразу – это мое мнение. Но уж в этой сфере оно авторитетно.