Со вчерашнего четверга наступило время, которое в народной традиции принято называть «коренной Масленицей». Во многих селах Ульяновской области в эти дни – с четверга по воскресенье – когда-то устраивались кулачные бои. Впрочем иногда «кулАчки» начинались еще за неделю до Прощеного воскресенья. К примеру, так делали в селе Урено-Карлинское Карсунского района. «Народу было – ужас!» – пенсионер, житель Урено-Карлинского, почти всю жизнь проработавший токарем в совхозе и – одновременно – баянистом в местном Доме культуры. Мы встретились с ним накануне масленичной недели, чтобы, как говорится, повспоминать былое. Поясним: «стенкой» называется шеренга бойцов, которые выстраиваются рядами друг против друга. Начиналась массовая драка в конкретном месте села. – Вот где сейчас наша бывшая церковь стоит, там раньше клуб располагался. Возле клуба в выходные разворачивали большой базар – туда народ стекался со всех окружных сел. Вот оттуда и начинались бои. Дрались два дня – в воскресенье накануне масленичной недели и потом – в Прощеный день. Народу было – ужас! – уверяет наш собеседник. Сначала стравливали собак – Вот был такой дядя Леша Сачков, он большой любитель стравливать собак. У него – овчарки, и кто-то со стороны своего пса приводил. Начинали травить – чья собака победит. Ну, естественно, хозяева тоже переживают, подзадоривают, а иногда и сами начнут драться. Но тут без всякой злобы – это же все любительская драка, обычай такой, – улыбается Николай. Дальше подключалась мегульза (т.е. мелюзга, подростки). – Вот дети тоже могли драку разманить. Сойдется парочка школьников, ну, че там – пару раз стукнут, и тут уж большие подключаются. Воронков вспоминает, как он, еще будучи школьником, сам поучаствовал в таком «разманивании»: – Разбил я тогда себе правую руку в кровь, а мне в этот день как раз сочинение надо писать. Учитель подходит ко мне и спрашивает: «Ну, что, мол, Николай Михайлович (это он специально меня по отчеству величает), расшиб руку-то, как писать-то будешь?». А сам улыбается… Стенка на стенку – Значит, встанут две стенки напротив друг друга – по два-три ряда в каждой. В ряду – человек десять, стоят на расстоянии вытянутой руки. От каждой стенки выходят те, кто разманивает. У нас вот любители разманивать были Колька Селезнев и Мишка Тарасичев. Они встанут напротив того, кто с другой партии выйдет, схлестнутся пару раз, и тут сзади давить начинают. Такое пойдет – что аж вся кровь бутырится! У масленичной драки были свои правила. Если боец падал, то его никто уже не трогал: дерущиеся перескакивали через него и шли дальше. Били только руками и особым способом: удары как бы «накладывались» сверху или сбоку, при этом старались ударить именно по лицу. Ниже пояса, естественно, бить запрещалось. – Конечно, били не так, чтобы убить, – это же все ради забавы. Никаких кистеней или там еще чего подобного – упаси Бог. Только кулаки, ну, может, кто в перчатках. Я сам большой был любитель этого дела. И нос мне ломали, и синяки ставили, и губы разбивали, но никогда не случалось чего-нибудь серьезного – травма большая или чтоб убили кого. Мы же все сельские, знаем друг друга, это все любительская драка. Победившая сторона «гнала» проигравших, стараясь их вытеснить либо за магазин, располагавшийся на другом конце села, либо вообще за пределы поселения – за мост через местную речку. Нередко масленичная битва напоминала «волны» – то одна партия теснит, то другая берет верх. Многое здесь зависело от конкретных участников. Силачи и драка «по любви» Помимо драки по принципу «стенка на стенку», существовали и бои «по любви». – Это вот в любом месте села на Масленицу могло произойти – не только возле базара. Предложит тебе кто-нибудь: «Айда по любви, мол?» – все, встаешь с ним – и дерешься. Наш собеседник поведал в связи с этим о таком случае: решили они как-то вместе с одним парнем из Копышовки сойтись «по любви». – «Айда, дескать, Ванька!» – у него Рыжий кличка была. Он согласился. Я тогда с армии только пришел, подтянутый весь был. Пиджачок снимаю, встали напротив друг друга, я его подловил и сбоку ему припечатал. Он упал – и не дышит. Все сбежались, перепугались, но, слава Богу, он задышал. Ну, мы с ним пошли, бутылку «красного» купили, он мне говорит: «Ну, Колек, ты даешь!». Вот так-то «по любви» драться было. Зрители У зрителей-мужчин была своя важная задача. – Там же когда стенка идет, давят не только сзади, но и те, кто смотрит, – с разных боков. Просто так не уйдешь: и давят, и подзадоривают: «Давай, мол, Колька! Давай-давай-давай!» – кричат, болеют за своих. Это ведь как котел: ух, что там творится! Если народу много, то одновременно мегульза свои бои где-нибудь сбоку устраивает. После Масленицы вся улица, словно асфальт, утоптана – вот как много народу сходилось! Однажды Воронков рассказал о масленичных драках в Ульяновске работникам автозавода. Те удивились и приехали «целым автобусом» посмотреть на это зрелище. После боя – Когда дерешься – шапки слетали на землю. И вот бой окончится и начинают шапки подкидывать вверх: чья, мол? Найдешь свою и наденешь. Часто подкидывание шапок означало финал драки. После участники и зрители расходились по домам – праздновать Масленицу и петь песни под гармони. Кстати, Николай в завершение беседы сыграл для нас и на «хромке», и на саратовской гармошке с колокольчиками. Сам он сочиняет стихи и мелодии, недавно у него даже вышел свой сборник песен. «Так вот и заглохла традиция» – Приехал какой-то полковник из Ульяновска, с ними – милиционеры из Карсуна. Во время драки переписали всех участников, а затем прислали каждому штрафы. Кроме того, тут и молодежь из села начала уезжать – так вот постепенно и заглохла эта традиция, – подытоживает нашу беседу Николай Михайлович. Заметим, что завтра, в субботу, 12 марта, наша исследовательская группа попытается провести в Урено-Карлинском интересный эксперимент. В село приедут молодые парни из Ульяновска (представители школы рукопашного боя «Буза»), которые под руководством жителей села попытаются реконструировать масленичные бои – ровно в том виде, в каком они бытовали ранее. Обещаем нашим читателям рассказать об этой реконструкции подробнее, в том числе – презентовать небольшую видеозарисовку по результатам упомянутого эксперимента. Евгений Сафронов Благодарю участников данного проекта, без помощи которых эта статья не могла бы быть написана, – Михаила Матлина, Андрея Цухлова, Илью Павлова и Павла Половова. Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Односельчанин
В фильме “Рождённые революцией” хорошо показана эта “традиция”. Народу башку забивают всякими овощами, лишь-бы не вякали.
123
Ульская дикость, надеюсь и исследователям вместе с журналистами местный “Лизнет”, может и бред писать перестанут.
насчет дикости
Кулачные бои на Масленицу (и не только на Масленицу) – проводились во многих регионах России. Это часть народной традиции и культуры, никакого отношения к “дикости” не имеющая. С таким подходом с “дикостью” можно соотнести и свадебные обряды, и календарные и т.п.
Илья
В России всегда так было: для многих людей все, что идет не от просвещенного запада является дикостью.
Односельчанин
Нет, если-бы с одной стороны депутаты и чиновники, а с другой сельчане с оглоблей – я бы эту традицию одобрил….
гост
деревни и села все по вымирали вот и не остается традиций
Илья
Эта тралдиця сохранилась, просто переехала в город. Группировки, футбольные болельщики, просто любители кулачного боя – в России стеношнй бой сохранился, это сейчас можно сказать с уверенностью.
Ежов
Жаль в России нормальных антропологов нет. Интересно было бы отследить эволюцию от “легитимных” деревенских драк (мне отец еще рассказывал как прадед в Красной реке всех мордовал – полсела на полсела) к гопникам 90-х.
Илья
Есть
http://www.buza.su/home/bazlov.html
Успешно изучаtт и развиваtт данную традицию. Базлов по этой теме защитил диссертацию в МГУ, продолжаеть изучать и развивать отчесвтенную школу рукопашного боя. Представители данного движения в УЛьяновске уже около 15 лет подряд проводят стеношные бои именно по местной традиции, ездят в экспедиции по селам в поисках кулачых бойцов. Базлов сам не раз приезжал в Ульяновск проводил семинары, довольно интересно.
Ежов
Спасибо, с бузой знаком – но это не совсем то. Я все же о действительно массовых процессах, трансформации традиций. А здесь – школа боя, субкультура
Илья
Кулачны бои так или иначе бытовали именно в субкультуре кулачных бойцов, и традиции сохранились благодаря этому. Группировки это тоже субкультура. Так что это и есть часть массового процесса: традиция трансформировалась и проявила себя в разных городских субкультурах.
Ежов
Неправда. Кулачные бои – традиция массовая. У меня прадед на селе бились именно что половина села на другую половину. Да и по литературе начала прошлого века это считывается, у того же Горького, например. Поищите в сети
Илья
Я имею в виду ту среду что сохранила традиции, технику боя – это именно кулачные бойцы, те люди которые постоянно бились в стенках, устраивали их, общались между собой. Артель, ватага, их называли по разному. Я массовост не отрицаю, но средой для сохранения, развития традиции было именно сообщество кулачных бойцов.
Ежову
Уважаемый Дмитрий! Не совсем понятно, что вы имеете в виду под “нормальными антропологами”. Вряд ли масленичные драки стоит напрямую увязывать с гопниками 90-х. Что касается исследований городских группировок, то их превеликое множество. Вот, к примеру, одна из любопытных – http://static.iea.ras.ru/books/Molodezhnie_gruppirovki.pdf
ggg
Кстати, в указанной монографии есть и исследование, связанное с Ульяновском.
Ежов
Большое спасибо за наводку, интересно. Но останусь при своем мнении – слабо у нас. Читаю сейчас в том числе вот такую книжку http://www.nlobooks.ru/node/5781 и увы исследований подобного уровня что то у нас не помню. А тем подобно указанной-край непочатый. Эткинд разве что. И то из кембриджа)
UPD. Спасибо за ссылку – действительно интересно. Но пролистав не увидел там попытки вывести хоть какую то генеалогию и преемственность. Фактически – полевые исследования, по Ульяновску, например, и не очень глубокое. Я бы воспоминаниям больше рассказал.
Илья
И еще – сами по себе исследование не насут такой уж большой ценности, если не подкрплены практикой. Потому что традиция – это в большей степени то, что передается от человека к человеку лично. В бузе и некоторых других субкультурах этот баланс реализован более полно, есть и теоетические исследовани и полевая работа и непосредственно практика – ребята учатся пляске, рукопашному бою, инсрументальной традиции, изучают эпос, былины и пр. Тогда традиция оживает – уже в совреенной молодежи.
ggg
Моника Блэк и впрямь любопытна:) В свою очередь благодарю за наводку.
Жан Миндубаев
Еще можно вспомнить. как ворота по поводу девок дегтем мазали ( в нашем Маматкозино такое я еще застал); можно возродить забавную деревенскую свадьбу, когда по улицам три дня мотаются вдрыз пьяные мужики и бабы в вывороченных полушубках и с подвязанными в паху у парней деревянными колотушками; как на троицу срубленными молоденькими березками ( ох и много их нарубали!) украшали пространства перед избами …Много диковатого было, но как-то – слава Создателю!–постепенно забавы становятся гуманнее…
Хотя пьяноватой дичи все еще хватает-увы!