То, что изложено ниже, – всего лишь наблюдения начинающего водителя. Возможно, опытным «аксакалам дорог» они покажутся наивными. Однако я руководствуюсь тем простым соображением, что именно «незамыленный» взгляд со стороны, которым как раз обладают многие начинающие, иногда может более четко указать на проблемы, давным-давно ждущие своего решения.
Итак, свои долгожданные права я получил всего лишь четыре месяца назад, работаю в самом центре Ульяновска и, соответственно, почти ежедневно сталкиваюсь с известными водительскими сложностями: отсутствие места, где можно было бы нормально и по всем правилам припарковаться, ежеутренние и ежевечерние пробки и т.п.
Однако сейчас – не об этом. Я хотел бы обратить внимание на несколько иные трудности.
Как начинающий, я всегда стараюсь ездить крайне осторожно и не пропускать «святое» – дорожные знаки. Кроме того, выбрав один маршрут перемещения, склонен впоследствии его и придерживаться – так привычнее и безопаснее. Несколько недель назад я, к сожалению, этой привычке изменил и попытался произвести левый поворот с улицы Ленина на улицу Гончарова. Пристроившись за широкой спиной маршрутной «Газели», я еще раз огляделся по сторонам, у убедился, что никаких знаков, запрещающих данный поворот, нет – и начал поворачивать. За мной «пристроились» еще четыре (!) таких же автолюбителей, как и я.
За поворотом всех нас, естественно, поджидали доблестные сотрудники ГИБДД. Надо сказать, что за несколько месяцев вождения это был мой первый опыт остановки гибэдэдэшниками. Каково же было мое удивление, когда оказалось, что я (как и остальные четверо водителей) нарушил требования знака «Движение прямо». Постепенно выяснилось, что злополучный знак висит примерно на семиметровой высоте практически в самом центре перекрестка. На мои робкие слова о том, что знак мне полностью перекрыла стоящая впереди «маршрутка», а на середине перекрестка он уже просто находился прямо над моей головой, – я удостоился лишь полупрезрительного взгляда выписывающего мне штраф стража порядка.
– Этот знак там висит уже сто лет, надо быть внимательнее!
Тогда я высказал мысль о том, что было бы разумно продублировать упомянутый знак, – в этом случае количество нарушений точно бы уменьшилось. Сотрудник ГИБДД отмахнулся от меня и сказал, что это, мол, «не наше дело» – тем более что его ждали еще четверо таких же «счастливцев», как и я.
На помощь к нему уже спешили еще трое гибэдэдэшников, так как двое сотрудников, бывших здесь, буквально не успевали выписывать штрафы.
«Вероятно, я действительно слишком неопытен и невнимателен, поэтому и влетел в неприятности», – подумал я, но тут обратил внимание на то, что у остальных оштрафованных водителей не было восклицательного знака на стекле. Если они – опытные водители, то почему же поехали вслед за мной?
Штрафное постановление мне выписывали около 10-15 минут. За это время я заметил еще несколько машин, совершивших тот же маневр, за который я получил штраф. Увидев это, я поинтересовался у «своего» гибэдэдэшника, почему же они не останавливали остальных водителей, нарушивших правило.
– У нас не сто рук, вот напишем вам – будем дальше тормозить! – последовал ответ.
Вообще, когда мне это интересно, я считаю достаточно быстро. Раскладка такова: в течение последних 15-20 минут на этом перекрестке незаконный левый поворот совершило 6-7 машин. В час – это около 18-20 нарушителей или 20-30 тысяч рублей штрафа (за это могут «назначить» и одну, и полторы тысячи рублей). Возникает закономерный вопрос: неужели в Ульяновске столько нарушителей, жаждущих заплатить штраф? Или же такое не совсем заметное, так скажем, «психологически неудобное» расположение знака может быть просто выгодно? И действительно: почему нельзя продублировать этот знак хотя бы с левой стороны на противоположном конце перекрестка?
Когда я столкнулся с подобным «неудобством» в другом месте Ульяновска – с теми же стоящими поодаль сотрудниками ГИБДД – мои предположения начали оформляться в некую гипотезу. Речь идет о пешеходном переходе, расположенном рядом с перекрестком улиц Дмитрия Ульянова и Спасской (бывшей Советской).
Для тех, кто не в курсе, поясню: за остановку автомобиля на пешеходном переходе полагается штраф в одну тысячу рублей.
Тот, кто хоть раз пробовал повернуть с Дмитрия Ульянова на Спасскую, прекрасно знает, что «встроиться» в поток машин можно только при условии, что твой автомобиль так или иначе на несколько секунд «зависнет» на «зебре». Я наблюдал за этим процессом неоднократно и утверждаю, что большинство водителей так и делает.
Озаботившись упомянутой проблемой, я сам подошел к сотрудникам ГИБДД, стоящим на Спасской, и поинтересовался, что они думают об этом.
– Ну да, нарушают там постоянно, но каждого же не оштрафуешь! – последовал ответ. Тогда я спросил, не будет ли более рационально немного «подвинуть» пешеходку вниз по Дмитрия Ульянова. Тогда нарушения значительно снизятся: водителям просто станет более удобно.
– Это не наше дело! Обращайтесь к тем службам, которые занимаются установкой знаков и нанесением разметки!
Таким образом, я пришел к следующему выводу, который начал подтверждаться буквально ежедневно. В городе существует целый ряд «рыбных мест» (звучит грубовато, но что делать?), куда сотрудники ГИБДД могут в любое время дня и ночи приехать и начать в буквальном смысле «грести штрафы лопатой» – для статистики или во время какого-нибудь очередного «месячника», объявленного Госавтоинспекцией.
Уверен в том, что и опытные водители, и сами стражи порядка могут назвать десятки адресов подобных «рыбных мест» только в центре нашего города. Самое печальное, что сотрудники ГИБДД, судя по моему личному опыту общения с ними, вовсе не считают, что данная ситуация нуждается в исправлении. «Это вне нашей компетенции!» – вот весь их ответ. Но ведь бешеная статистика нарушений на том или ином конкретном участке дороги – разве этими цифрами не владеет именно ГИБДД?
На мой взгляд, необходимо создать что-то наподобие общественной комиссии, которая проанализировала бы эту статистику и дала бы ряд рекомендаций по исправлению ситуации в городе (установить дублирующий знак – если это возможно, перенести разметку и т.п.).
В завершение укажу и на вариант «заросшего» знака: к примеру, на улице Гимова (это там, где Дворец бракосочетания) знак, который можно бы в шутку назвать «предварительный кирпич»
– «Въезд запрещен» с табличкой 8.1.1 «Расстояние до объекта» – совершенно не виден, когда пытаешься заехать со Спасской на Гимова. Мало того, сам знак «кирпича», висящий ближе к педуниверситету, также почти полностью закрыт ветками дерева. А ведь нарушение требований данного знака – это пять тысяч штрафа или лишение прав. Чем не «рыбное место»?
В общем, проблема обозначена. Предварительное решение также предложено. Хотелось бы услышать мнение представителей ГИБДД и более опытных автолюбителей. Предлагаю расценивать данную заметку в качестве официального обращения в Госинспекцию безопасности дорожного движения Ульяновской области.
Сергей Соболев

2014-09-19_084915
Водители, желающие «встроиться» в поток машин, которые едут по Спасской, просто вынуждены останавливаться на пешеходном переходе. Это грозит штрафом в одну тысячу рублей

2014-09-19_084918
Водитель, который въезжает на улицу Гимова со Спасской, сначала может не заметить предварительный знак «Въезд запрещен» с табличкой 8.1.1, поскольку тот скрыт веткой и находится уже после самого въезда. А затем не заметить и сам «кирпич», совершенно скрытый деревом. Результат – пять тысяч штрафа или лишение прав

2014-09-19_084908
Знак «Движение прямо» висит на уровне второго этажа в центре перекрестка. Дублирующие знаки отсутствуют, что приводит к частым ошибкам водителей и многочисленным штрафам от ГИБДД