2014 год объявлен в России Годом культуры. В Ульяновской области он ознаменуется новыми культурными проектами, миллионными грантами и новым, в отличие от всех предыдущих годов, подходом к самой культуре. Каким будет Год культуры в нашем регионе, мы спросили у министра искусства и культурной политики Ульяновской области Татьяны Ившиной. Кроме того, министр рассказала нам о своём увлечении литературой и том, что Эдуарда Шабалина уволили не за шубы.

– Какие инициативы есть у Ульяновской области на Год культуры?

– Они разделяются на инициативы власти, культурного сообщества и горожан. Если начать с последнего, то это грантовые конкурсы. Эта инициатива нас «прижала к стенке», и мы понимаем, что если дальше этот конкурс не проводить, то люди разуверятся, что их инициативы могут быть когда-то поддержаны и реализованы. На гранты планируется потратить 20 миллионов рублей. Их распределят между творческими организациями и коллективами. Цель конкурсов – выявить и поддержать интересные идеи и проекты.

Если говорить про инициативы власти, то это выступления наших лучших творческих коллективов в районах области. Это проекты «Литературная филармония» и «Культура без границ». Причём это уровень не только районных центров, но и сельских поселений. Выезжают театры, концертные организации, коммерческие творческие коллективы. Без этого уже трудно представить нашу афишу. Вторая инициатива – приглашение работников сельских учреждений культуры на концерты приезжающих в Ульяновск звёзд (группы «Любэ», Стаса Михайлова, Дениса Мацуева и других). Мы этот проект запустили с сентября прошлого года, и за это время уже около пятисот человек посетили концерты. Возможно, до конца года сделаем так, что каждый работник сельских учреждений культуры побывает на подобных концертах. 15 процентов работников уже посетили.

Ещё одна инициатива – новый формат сотрудничества с федеральными учреждениями. Она не только наша, но и федеральная. Сейчас идут ремонтные работы в музее современного искусства, где откроется представительство государственного музея имени Александра Пушкина. А это означает появление новых возможностей, новых выставок из фондов федерального музея. Это не значит, что вместо нашего музея появится часть Пушкинского музея. Это значит, что наш музей, который сотрудничает с Пушкинским музеем уже 20 лет, будет радовать новыми выставочными проектами. Также ведутся переговоры о сотрудничестве с другими федеральными музеями, театрами.

– В каких федеральных культурных мероприятиях планируется участие Ульяновской области?

– В самых разных. 24 марта, например, состоялся официальный старт Года культуры в Российской федерации в Москве, в Большом театре. От Ульяновской области на открытии Года культуры побывала делегация из 10 человек, в состав которой вошли работники сельских учреждений культуры – победители грантового конкурса по поддержке лучших работников сельских учреждений культуры.

Без сотрудничества с Московской филармонией оказалась бы невозможной реализация музыкального фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…». Конечно, это наш фестиваль, но нужно говорить и о том, что он поддерживается на федеральном уровне.

Через два месяца придёт время проведения шестого международного кинофестиваля. Без федеральной поддержки, а он поддержан фестивальным комитетом министерства культуры, фестиваль хоть и состоялся бы, но не в том формате, на который мы рассчитывали. Каждое крупное культурное событие происходит, так или иначе, при содействии федерального центра. Некоторые мероприятия в чистом виде включены в федеральную программу Года культуры, например, «Свадьба в Обломовке». Этот фестиваль вошёл туда отдельной строчкой как самодостаточное красивое мероприятие.

Буквально на днях, 27 марта, к нам приезжали представители Комитета по культуре Государственной думы в число которых вошли Зугура Рахматуллина, Елена Сизова, Зоя Степанова, Григорий Балыхин, Екатерина Кузьмичева, член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политики Геннадий Савинов, один из разработчиков проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации», эксперт Нина Кочеляева, профессор кафедры ЮНЕСКО Международного института государственной службы и управления РАНХиГС Ольга Астафьева, а также представители департаментов и управлений культуры Воронежской, Оренбургской, Костромской, Томской областей, Республики Саха и города Москвы. В рамках совещания участники рассмотрели вопросы, посвященные стратегическим направлениям законодательства в сфере культуры. Это доверие и честь, которое оказал нам Комитет по культуре, они могли выбрать любой другой регион России.

– Вы упомянули цифру 20 миллионов рублей, которые пойдут на гранты. До этого она ещё много раз упоминалась. Расскажите подробнее, что это за деньги, откуда их возьмут и куда направят?

– Это средства по государственной программе «Развитие культуры Ульяновской области». 20 миллионов – это грантовые конкурсы на поддержку творческих коллективов и творческих организаций. Это всё средства областного бюджета. Сумма грантов в обоих случаях от 200 до 600 тысяч рублей. Творческие коллективы часто имеют трудности со средствами на пошив костюмов, на выезд для участия в каком-то фестивале, на приглашение известного хореографа для создания интересной постановки, которую можно где-то показать. Кому-то нужен концертный линолеум, кому-то – хорошее звуковое оборудование. У каждого коллектива свои нужды. И в зависимости от того, куда коллектив планирует выехать, на какой конкурс (региональный, общероссийский, международный), зависит сумма гранта. Это могут быть не только коллективы государственных учреждений культуры, на них может претендовать практически любой коллектив.

Грантовый конкурс по поддержке творческих проектов и инициатив в сфере социально-культурной деятельности состоит из двух номинаций. Он направлен на реализацию конкретных культурных проектов. Это может быть фестиваль, концерт, акция – любое культурное событие, которое можно будет показать зрителям. Участвовать могут муниципальные, государственные учреждения культуры, некоммерческие организации, основным видом деятельности которых является культура. Рассчитываем на большую активность. Когда конкурс презентовали, была большая заинтересованность.

– По сравнению с другими годами, в Год культуры финансирование увеличится?

– Наш бюджет не сильно увеличился по сравнению с прошлым годом. В нём заложено исполнение «дорожной карты» по заработной плате. За последнее время её повысили почти на 30 процентов. Затем завершаем ремонт Музея современного искусства, нескольких сельских учреждений, надеюсь, что завершим историю с выкупом здания под государственный архив. Также активизируем выставочную деятельность. В этом году впервые выделяется финансирование на приобретение музыкальных инструментов в детские школы искусств – более двух миллионов рублей.

– В продолжение финансовой темы: поездки, коих в последнее время множество, в районы всевозможных «звёзд» эстрады во сколько обходится?

– На их концерты люди сами покупают билеты, мы туда деньги не вкладываем. Недавно прошёл первый концерт вокально-инструментального ансамбля «Синяя птица» в Новоульяновске. Максимальная цена билета была 300 рублей. В Ульяновске это минимальная цена за билет на тот же концерт. Та организация, которая проводит их концерты по Ульяновской области, делает это за свои средства.

– Как тогда удалось «Синюю птицу» или когда-то «Краски» уговорить за меньшие деньги ехать в далёкую провинцию?

– Они в основном зарабатывают на других проектах. Есть такое понятие в бизнесе – диверсификация, когда из одного направления деньги вкладываются в другое для большей устойчивости. Все названные группы – музыка 80-х годов. Им сейчас важнее, чтобы о них знало новое поколение. К ним приходят не только те, кто ностальгирует по 80-м, но и молодёжь.

Но сказать, что у нас большая «скамейка запасных» коллективов, которые готовы выступать в районах, мы пока не можем. Но думаем, что они не последние. Наверное, всё возвращается на круги своя, когда звание «Заслуженного артиста» можно было получить, только имея огромную гастрольную карту по России.

– Но вернёмся к Году культуры. Какие цели стоят перед Ульяновской областью на Год культуры? И как бы охарактеризовали то состояние культуры, которое есть сейчас?

– Мы сейчас находимся на середине пути. За последние девять лет в культурном сообществе сформирована команда людей, которые понимают свои цели и задачи, умеют работать в проектном режиме, умеют выстраивать отношения друг с другом. Чего не хватает, и над чем будем работать – это повышение профессионального менеджмента культурных организаций и проектов. В творческом предпринимательстве мы только в начале пути. Мы только год-полтора начали серьёзно уделять ему внимание. В последующем этому будет уделяться всё большее внимание, его выбирает новое поколение.

Если говорить об укреплении материально-технической базы и об институциональной реформе, то здесь мы тоже в середине пути. Многое сделано, но есть и проблемы: реставрация областной филармонии, реконструкция Ленинского мемориала, завершение ремонта Дворянского собрания и многое другое.

Если говорить о месте культуры в экономическом развитии региона, то все, наконец, поняли, что наряду с привлечением инвесторов, строительством заводов, культура является неотъемлемой частью. Например, при подготовке фестиваля «Дни Европы» культурная программа оказалась в лидерах. И уже Корпорация развития думает, как органично вписать инвестиционный блок. А где-то мы дополняем экономические проекты, например, при сотрудничестве с Беларусью, где представители Минского бизнес-инкубатора заключили соглашение с Ульяновским.

– Что бы хотелось видеть через год?

– Когда объявляли Год культуры, то был ряд насмешек, что невозможно решить все проблемы за один год. Хочется, чтобы через год люди при слове «культура» видели не только проблемы, говоря, что у нас отсутствует культура поведения, взаимоотношений, недостаточно предложений для времяпрепровождения. А увидели больше тех возможностей, которые даёт территория, и воспользовались конституционным правом доступа к культурным ценностям в полном объёме. Иногда, чтобы посетить концерты известных исполнителей, не нужно ехать в Москву, а следить за афишей нашего города. Чтобы человек, наконец, понял, что в череде потребностей (безопасность, жильё, работа, семья, дети) должно найтись время для удовлетворения культурных потребностей и что его культурный уровень зависит от него самого. Оно, конечно, зависит и от государства, но как бы оно ни старалось, если человек не почувствует, для чего это ему надо, наши усилия будут бесплодны.

– Как-то раз экс-министр Фурсенко сказал, что задача современного российского образования – воспитать идеального потребителя. Какая задача, если её можно сформулировать, стоит перед Ульяновской культурой?

– Чтобы у каждого человека была потребность в культурном развитии. Если этой потребности нет, то все усилия государства, власти, деятелей культуры будут бесплодны. Если мы воспитаем хорошего «потребителя» культуры – человека, который утром просыпается, и у него есть потребность посмотреть хороший фильм, почитать хорошую книгу, сходить на премьеру, сводить своего ребёнка в цирк, библиотеку, музей, если эта потребность будет у людей воспитываться, значит, наше общество будет выздоравливать. Считаю, что современный гражданин помимо того, что он должен быть здоровым и образованным, должен быть ещё и культурным. Это залог национальной безопасности, потому что нравственно здоровый и духовно богатый человек не пойдёт на баррикады, не будет стрелять в своего соседа за то, что его кошка нагадила под его окном. Он будет использовать цивилизованные способы решения проблем по одной причине: он будет понимать ценность человеческой жизни, ценность мирного сосуществования, ценность сохранения себя и своих детей. Кто-то из великих сказал, что «всем лучшим я обязан книгам», но можно добавить, что и фильмам, театру и так далее. Нравственные вещи закладывает именно культура.

– Часто приходилось замечать, что многие говорят «звОнят», «штурмуют» в час-пик маршрутки, уходят пораньше со спектаклей и концертов, чтобы занять место в гардеробе. Как можно исправить все эти и подобные им ошибки?

– Такой пример: представьте себя на фольклорном празднике без зрителей, где все – участники действия. Но вы не заканчивали фольклорное отделение, вы не знаете, как танцевать кадриль или хоровод. И если попросят станцевать русскую кадриль или татарский танец, то не сможете. Но если рядом окажется 40-50 процентов, которые знают движения, то глядя на них, будете вести себя так же. Это позволит не выглядеть «белой вороной», а постепенно начать танцевать.

Точно так же и здесь. Если 90 процентов зала после того, как артисты вышли на поклон, не вскакивают и не бегут в гардероб, то и оставшимся десяти это делать будет неудобно. Если первый раз они ещё рванут, то второй – уже останутся, потому что будут видеть, что большая часть людей этого не делает. Я считаю, что это тот механизм, когда человеку демонстрируются и показываются определённые правила. Например, когда в 90-е годы народ снова пошёл в храмы, многие не знали, что и как нужно делать. Тогда многие смотрели на других или кого-то спрашивали. Только потом появились лекции на каналах, когда священники рассказывали, как себя вести в храме.

Нигде не написано, что нельзя хамить, нет ни одного закона, карающего за то, что не уступил место в транспорте, но общественное порицание будет стимулировать. А может, на ушко надо шепнуть «уступите место». Мне кажется, что в последнее время таких людей в театрах, на выставках становится больше. И людям, которые не знают как себя вести, нужно просто быть повнимательнее к остальным. Но это самое трудное и самое длительное. В своё время мне мои учителя говорили, чтобы отремонтировать километр дороги нужно 1,5 миллиарда рублей, чтобы «отремонтировать» и воспитать нового человека нужно поколение. Нужно 20-40 лет, чтобы пришло поколение, воспитанное по другим принципам. Это сложно и долго, поэтому не всегда мы можем получить сиюминутный результат от нашей деятельности. Сейчас, вкладывая в 20-30-летних, мы результат получим только на их детях, когда они пройдут путь потребностей в культуре, искусстве, в самореализации. И они, впитав это, будут культивировать в своих детях. А некоторое поколение останется без явного результата, мы это время упустили в 90-е и нулевые годы, когда страна решала другие задачи. Сейчас, к счастью, навёрстываем упущенное.

– А откуда может взяться это желание меняться, если у многих жизнь ограничивается домом, работой и магазином, и они погрязли в каждодневных проблемах?

– А здесь уже нужно усилие власти. Это – то самое культурное предложение, когда рядом у него был парк с деревьями и дорожками, потом там появились аттракционы, потом танцплощадка, потом велодорожки, потом прокат роликов. Если человек так и будет ходить через парк, в котором только дорожки, да ещё не всегда подметённые, и разбитые фонари, то, сколько бы мы не призывали его к саморазвитию, результата не будет. А если человек сам решил измениться, плюс меняется та среда, в которой он живёт, плюс в той аллее, через которую он ходит с работы домой, появятся афиши культурных событий. Это всё – те кирпичики, которые постепенно-постепенно создают условия. А воспользуется человек этими возможностями или нет, другой вопрос. Главное, что мы создали эти условия. А дальше уже работа самого человека.

– Последнее время много говорят о поддержке и развитии литературы. Что планируется делать в этом направлении?

– Одно из направлений, чтобы люди могли опубликоваться, чтобы их читали. Причём это не только печатные издания, но и электронные. Многие даже не представляют, сколько людей жаждет опубликоваться, получить заветную книжечку. Сейчас в комиссии по книгоизданию около двухсот заявок, но две трети из них – стихоплётство или самовыражение через некое подобие литературного творчества. Но, как говорили классики, в тонне словесной руды есть очень ценные произведения.

Ещё один проект – «Литературная филармония» – оказался очень востребованным. В районы выезжают наши молодые писатели и поэты. На литературные вечера мы приглашаем тех, кого встреча с писателем подвигнет не зарывать свои произведения, а принести рукопись в журнал или ещё куда-то.

Другое направление – поддержка библиотек, литературных музеев – тех государственных институций, которые призваны сохранять культурное наследие, и быть площадкой, где людям будет комфортно. Людям очень нравится находиться в кругу себе подобных, когда у них есть возможность представить свои стихи. Всевозможным литературным объединениям мы даём зелёный свет, возможность напечататься. К счастью, у нас теперь есть большой литературный альманах, который появился после объединения двух других: «Литературного Ульяновска» и «Карамзинского сада». Дай бог, чтобы на его страницах находилось место всем, кто хочет быть услышанным и опубликованным.

Кроме того, сегодня есть предложения по продвижению русского языка. Есть идеи литературно-музыкальных вечеров, в следующем году мы запланировали целую серию подобных выступлений. Также будут издательские проекты, мастер-классы, литературные конкурсы, есть идеи по продвижению книжной торговли. Думаю, что региону с такими богатыми литературными традициями будет, что предложить в программу Года литературы, который предстоит в следующем году.

Литературу можно отнести к категории культурной среды. Потому что нет на свете ни одного человека, который бы в возрасте 13-15 лет не пробовал на кусочке бумажки сложить некое подобие стихотворения. Кто-то пишет романы «в стол» в 17 лет, кто-то пишет стихи и исполняет их под собственную музыку. Тяга к литературному самовыражению, мне кажется, есть у всех.

– А у вас такое было?

– Было. Я никогда не претендовала на какую-то исключительность, но мне это очень здорово помогало в подготовке различных школьных капустников, конкурсов и так далее. И потом, когда уже начала работать, все корпоративны, тематические поздравления составляла. Есть способность найти примитивную рифму («любовь-морковь»), но это всегда воспринималось очень хорошо. И есть такой жанр, когда берётся настоящее литературное произведение и обрабатывается в определённом стиле. Иногда писала «Ившина. По мотивам Михаила Юрьевича Лермонтова». Это человеку очень свойственно.

– И под конец по следам последних событий. Многие СМИ пишут, что Шабалина уволили за то, что он торговал шубами…

– Это ваша версия. В наших учреждениях культуры проходит много разных ярмарок. Шабалина уволили не за шубы. Это версия журналистов, блогеров и тех, кому хочется в это верить. Шубы – только повод. Но если посмотрим в уставные документы Ленинского мемориала, то увидим, что это не торгово-офисный центр и не концертная площадка, это музей. Поэтому основные свои средства получать и основную свою деятельность Ленинский мемориал будет вести как музей. Но концертная деятельность как часть деятельности Мемориала останется. Это одна из причин, почему были претензии к Эдуарду Сергеевичу, потому что последнее время возобладала не основная деятельность Ленинского мемориала. Это проще. Чтобы получить, например, 150 тысяч рублей за трёхдневное пребывание шубной ярмарки, не надо ничего делать. Нужно только подписать договор и получить деньги на расчётный счёт. А для того, чтобы создать выставочный проект, на который пошли бы люди, нужно очень сильно постараться, нужно найти тех людей, которые делают интересные выставочные проекты, используя не только свои выставочные фонды, но и в партнерстве с другими организациями. Когда привозили выставочный проект «Вся Россия» в Ленинский мемориал стояли очереди, когда начиналась выставка «Оружие всех времён», туда стояла очередь. Когда в 2002 году проходил выставочный проект «Ульяновск – родина двух Ильичей», не только в Ульяновске, но и в других городах, где эта выставка проходила, стояли очереди, и это был один из самых обсуждаемых выставочных проектов в федеральной прессе. Вот с чем ассоциировался Ленинский мемориал – с такого уровня выставками. А сейчас он ассоциируется с шубами, а самое главное его предназначение – музей, но оно утеряно.

Виктор Мартынов