На 165-летний юбилей памятника Карамзину откликнулись многие издания. Утверждается, что на его пьедестале установлена статуя музы истории Клио.
Между тем само ее имя в переводе с греческого означает «дарующая славу». Дочь Зевса и богини памяти Мнемозины известна по сочинению поэта Гесиода (7 в. до н. эры) «Теогония». По мнению знатоков древнегреческой мифологии, первоначально муза Клио, как и восемь ее сестер, была богиней плодородия и водных источников. Затем Клио получила статус провозвестницы славы. Она трубит, славя богов, героев и выдающихся деятелей.
Вот и наша Клио, отлитая в образе классической красавицы-гречанки, одетой в хитон до пят и плащ-гиматий, с прической «малый факел», стоит с трубой на левом плече. Правой рукой она возлагает символическую памятную скрижаль-доску на алтарь бога искусав Аполлона, которому поэты посвящали лучшие свои сочинения.
Музой истории Клио стала к концу IV века до н.э. В таком качестве она изображается с восковой табличкой и стилом-палочкой для письма или с грифелем и пергаментным свитком, изредка – со шкатулкой для свитков.
Скульптор Самуил Гальберг, скрупулезно изучивший образцы античной скульптуры в музеях Италии, понимал, что установка на пьедестале фигуры музы истории будет символизировать лишь род занятий Карамзина. Было и еще одно обстоятельство: со свитком в руках и грифелем изображалась также Каллиопа – муза эпической поэзии и знания.
Во всех этих деталях разбирались учителя симбирской мужской классической гимназии, преподававшие древнегреческий язык и латынь, и их прилежные ученики. Бесценный памятник Карамзину остается не до конца прочитанным текстом-посланием. Он ждет монографического исследования. Сергей ПЕТРОВ, доцент УлГУ.