10 апреля 1970 года в Ульяновске состоялось открытие нового железнодорожного вокзала. Он был построен за три года на том месте, где прежде стоял деревянный вокзал станции Киндяковка, переименованной в середине 60-х в Ульяновск-Центральный. Кроме возросшей пропускной способности и комфорта для пассажиров, новый объект решил застарелую проблему – проблему тупикового расположения главного железнодорожного узла города. Кстати, еще во время строительства моста через Волгу городской голова Л.И.Афанасьев предлагал правлению Волго-Бугульминской железной дороги участок городской земли в Киндяковке под строительство вокзала. Недоброжелатели винили его в преследовании личных интересов (неподалеку находилось имение тестя градоначальника), а новый вокзал тогда так и не построили…
И вновь совершим экскурс по газетным страницам тех лет, рассказывающим о строительстве, открытии и первых днях работы нового вокзала.
***
БУДУЩЕЕ УЛЬЯНОВСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА
(«Ульяновская правда», 20 июня 1964 г.)
…Нынешний вокзал на станции Ульяновск-1 был построен в 1953 году. Для того времени выбор был сделан, пожалуй, правильно. Бывшая Киндяковка представляла тогда далекую и неблагоустроенную окраину Ульяновска с очень плохими транспортными связями с центром города. С тех пор много изменилось на железнодорожном транспорте и в г.Ульяновске. С одной стороны на транспорте идет борьба за каждую минуту ускорения движения пассажирских поездов, с другой стороны изменил свой облик наш Ульяновск, и в первую очередь, пожалуй, его южная часть. Перед пассажирами, особенно транзитными, каждый раз встает вопрос: почему заводится поезд на станцию Ульяновск-1 в тупик, на что тратится примерно 40 минут?
Вот почему в настоящее время проектируется вокзал на станции Ульяновск-Центральный (так называется сейчас станция Киндяковка) с необходимым комплексом объектов для обслуживания пассажиров. Вокзал рассчитан на одновременное обслуживание 700 транзитных и 300 пригородных пассажиров. Строительство намечается осуществить в 1966-67 годах. Рядом с новым вокзалом имеется в виду разместить автовокзал, торговые предприятия и т.п.
По генеральному плану реконструкции Ульяновска станция Ульяновск-1 в перспективе должна быть ликвидирована, а территория от существующего вокзала до реки Свияги будет использована как место отдыха трудящихся…
А.Шухман, главный инженер Ульяновского отделения дороги
***
ВОРОТА ГОРОДА
(«Ульяновская правда», 21 марта 1965 г.)
Пройдет несколько лет и в Ульяновске вырастет красивое здание нового пассажирского вокзала. Новый вокзал устранит необходимость захода поездов в тупиковую станцию. Он вырастет там, где еще недавно была станция Киндяковка. Теперь она получила новое название – Ульяновск-Центральный. На обширной площадке вырастут два красивых корпуса, в которых предусмотрены максимальные удобства для пассажиров [фото 2, вверху].
В здании – просторный зал ожидания, кассы, камеры хранения, ресторан, службы быта, медпункт, почта, телеграф, комнаты отдыха транзитных пассажиров. Второй корпус отводится для туристов и экскурсантов. Строительство начнется в будущем году. Авторы проекта – сотрудники «Мосгипротранса» М.Готлиб* и Ю.Мелюшкин.
(*) Михаил Абрамович Готлиб – также автор проекта вокзала станции Ульяновск-1, «Старого вокзала», принятого в эксплуатацию 31 декабря 1952 года.
***
ЭТАЖИ УЛЬЯНОВСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО
(«Ульяновская правда», 11 августа 1968 г.)
На этом месте еще недавно стояла небольшая деревянная избушка с надписью: «Киндяковка». От перрона к домику вела дощатая лесенка. Таким было старое здание железнодорожного вокзала.
Весной прошлого года сюда пришли строители. … И теперь там, где стояла неказистая избушка, поднимается вверх большое современное здание. Строители повесили на нем табличку: «Центральный железнодорожный вокзал Ульяновска. Строит 101-е управление треста «Уфимтрансстрой»…». Рядом с табличкой – рисунок сооружаемого здания. Впрочем, рисунок этот уже можно видеть в натуре. То, что проектанты института «Мосгипротранс» наметили в чертежах, строители превращают в зримые очертания.
Дощатый настил ведет на 8-й этаж. Здесь работают каменщики бригады Г.П.Фарафонтова. Отсюда хорошо видна обширная панорама города. Дует сильный порывистый ветер. Опоясавшись предохранительными ремнями, каменщики стоят на самой верхней точке…
Двумя этажами ниже работают штукатуры бригады В.Лошковой. В левой части здания штукатурные работы выполняет бригада М.Звягинцевой. Здесь же звено плотников Ф.Звягина устанавливает оконные блоки, делает опалубку для заливки монолитных участков перекрытий…
Из здания вокзала на посадочные площадки пассажиры будут проходить по специальному туннелю. Он уже готов – прорыт и забетонирован. … Прокладку туннеля вели специалисты мостопоезда № 482.
Левое крыло здания поднялось во весь рост, а на правом пока выполнен нулевой цикл.
Мастер А.Ф.Александров рассказывает, каким будет новый вокзал. В левом 3-этажном крыле разместятся зал ожидания, ленинская комната, комната матери и ребенка, ресторан, административные службы. Со стороны привокзальной площади во всю длину встанет остекленная стена высотой 9,5 метров. Для установки витражей забетонировано 13 несущих колонн.
В общем, новый железнодорожный вокзал в Ульяновске будет красивым и внушительным. Цокольная часть здания отделывается гранитом, а стены – марблитом и терразитовой штукатуркой. Все это будет. Будет скоро.
И.Жучков
***
БРАК ГУБИТ ДЕЛО
(«Ульяновская правда», 25 марта 1969 г.)
…У строителей много претензий к заместителю начальника треста «Уфимтрансстрой» Н.Ф.Субетто, который плохо обеспечивает стройку материалами или присылает сюда бракованные. Так, недавно были доставлены 80 мозаичных подоконников, которые нельзя использовать…
Несмотря на неудовлетворительное состояние дел на стройке, многие рабочие ходят без дела. В январе руководители треста не обеспечили работой сто отделочников высокой квалификации, которые уехали в Уфу. Из облицовщиков на строительстве вокзала заняты три человека. За два месяца они успели облицевать только два санузла. А ведь строителям предстоит провести облицовку на площади 1000 кв. метров! Медленные темпы строительства можно объяснить и тем, что почти все работы на объекте ведутся вручную…
Наступил завершающий этап строительства железнодорожного вокзала. Но руководители треста «Уфимтрансстрой» к нему явно не подготовились. А отсюда срывы и недочеты. Их надо немедленно устранить…
Г.Щеголев, член штаба Железнодорожного райкома КПСС по строительству вокзала
***
ВОРОТА ГОРОДА. Новый железнодорожный вокзал Ульяновска
(«Ульяновская правда», 4 января 1970 г.)
…Вечером 30 декабря Государственная комиссия под председательством главного инженера пассажирского управления Министерства путей сообщения СССР В.М.Орлова подписала акт о приемке железнодорожного вокзала. За свою более чем трехлетнюю работу строители получили отличную оценку.
Новое здание, расположенное на станции Ульяновск-Центральный, станет основным железнодорожным вокзалом города. В созданном по проекту института «Мосгипротранс» вокзале предусмотрено все необходимое для работы железнодорожников и удобства пассажиров. … В начале нынешнего года предстоит обставить здание мебелью, необходимым оборудованием, чтобы подготовить вокзал к открытию.
***
ОТСЮДА НАЧИНАЕТСЯ УЛЬЯНОВСК
(Газета «Гудок», 31 января 1970 г.)
Посмотрите на снимок [фото 2, внизу]. Это макет архитектурного ансамбля, который скоро вырастет на привокзальной площади станции Ульяновск-Центральный. Справа изображен новый вокзал с многоэтажным корпусом и просторными залами для пассажиров…
– Главное уже сделано, – говорит один из авторов проекта архитектор М.А.Готлиб. – Вокзал готов. Он располагает всеми удобствами для пассажиров. Сойдя с поезда, они смогут начать знакомство с городом. На вокзале открывается Ленинский зал. Его экспозиция… станет своеобразным путеводителем по памятным местам.
Комплексная застройка привокзальной площади будет продолжаться по генеральному плану, разработанному Мосгипротрансом. По соседству с левым крылом вокзала вырастет большой почтамт. К нему со стороны площади примкнет административное здание почтового узла, а за ним – спортивный зал. Все эти сооружения запроектированы институтом «Ленгипросвязь».
В ансамбль войдет 4-этажный корпус Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги с пристроенным к нему Домом связи. … С правой стороны вокзала запроектирован торговый центр с промтоварными и продовольственными магазинами, а также комбинатом бытового обслуживания. Рядом откроется трамвайная станция; стоянки для автобусов междугородного сообщения и такси. В центре привокзальной площади появится сквер. Вдоль тротуаров будут посажены декоративные деревья.
С.Алексеев
***
ВОКЗАЛ С МУЗЕЕМ
(«Неделя», 16 марта 1970 г.)
О новом вокзале, который вступает в строй в Ульяновске, рассказал архитектор М.А.Готлиб:
– В Ульяновском вокзале будет устроен Ленинский мемориальный зал, экспозиция которого посвящена жизни Владимира Ильича в Ульяновске. Железнодорожных залов несколько: для пассажиров пригородного; дальнего следования, билетный, специальный туристский, для пассажиров с детьми, а кроме того, большой ресторан, около 10 буфетов, комбинат бытового обслуживания. Для тех, кто пожелает с 40-метровой высоты осмотреть панораму города, устроена смотровая площадка на главной башне.
В строительстве применены пластмассы, стекло, алюминий, мрамор, гранит, кожа, редкие породы дерева.
***
ВОКЗАЛ УЛЬЯНОВСК-ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВСТУПИЛ В СТРОЙ
(«Ульяновская правда», 11 апреля 1970 г.)
Тысячи горожан собрались на площади возле нового железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный на митинг [10 апреля; фото 4-5], посвященный двум торжественным событиям – вручению коллективу Ульяновского отделения железной дороги Ленинской почетной грамоты ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС за достижение высоких показателей в социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В.И.Ленина и открытию нового железнодорожного вокзала.
Митинг открывает первый секретарь Железнодорожного райкома КПСС М.В.Яшнов. Он предоставляет слово первому секретарю обкома КПСС А.А.Скочилову.
…Под бурные аплодисменты участников митинга тов. Скочилов вручил Ленинскую юбилейную грамоту представителям Ульяновского отделения железной дороги. … Начальник отделения Б.П.Печененко благодарит партию и правительство за высокую оценку труда ульяновских железнодорожников…
Затем выступили машинист тепловоза В.С.Пашков, диспетчер Г.Ф.Жукова, второй секретарь обкома КПСС М.Н.Козлов. … М.Н.Козлов зачитывает постановление бюро обкома КПСС и облисполкома о награждении Почетными грамотами передовых коллективов строителей за активное участие в сооружении железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный.
Управляющий трестом «Уфимтрансстрой» З.С.Фаткуллин от имени строителей вручил начальнику Куйбышевской железной дороги Д.С.Сугаку символический ключ от нового здания железнодорожного вокзала…
Митинг окончен. Под аплодисменты присутствующих начальник Куйбышевской железной дороги Д.С.Сугак разрезает ленточку у входа в здание вокзала Ульяновск-Центральный. Участники митинга, среди которых есть и первые пассажиры, направляются в здание вокзала.
Н.Пашин
***
ДЛЯ ПАССАЖИРОВ – ВСЕ УДОБСТВА
(«Ульяновская правда», 16 апреля 1970 г.)
…На днях ульяновцам и их гостям строители преподнесли еще один юбилейный подарок – новый железнодорожный вокзал Ульяновск-Центральный…
– Новый вокзал в Ульяновске, – сказал начальник Куйбышевской железной дороги Д.С.Сугак, – примечательное сооружение по красоте и исполнению
И это верно. Восьмиэтажное здание вокзала не имеет равных на Куйбышевской железной дороге. Здесь все сделано с учетом лучшего обслуживания пассажиров. В их распоряжении – просторные и светлые залы. Только полезная площадь помещений и служб составляет 9000 кв. метров…
Давайте вместе с пассажирами войдем в здание вокзала. Вот цокольный этаж. Здесь расположены билетные кассы для пассажиров пригородных поездов. … Ни очередей, какие обычно бывают на вокзалах, ни шума.
– Скоро мы установим билетные автоматы, – рассказывает начальник вокзала Б.И.Поликарпов. – Тогда пассажиру даже не придется подходить к кассам. Опустит монету в автомат и получит билет…
На первом этаже здания – билетные кассы для пассажиров дальнего следования. И здесь железнодорожники внедрили много новинок, сделали все для лучшего обслуживания пассажиров…
Теперь у пассажира отпала необходимость в справочном бюро (хотя оно тоже работает) – у выхода на перрон горит табло о наличии мест на все поезда. Любую справку пассажир может получить по телефону. Телефоны установлены при входе в тоннель, в зале ожидания, в транзитном зале, в комнатах отдыха, в зале туристов и др.
На вокзале имеются касса Аэрофлота, почта-телеграф, комната бытовых услуг, ресторан, комната матери и ребенка, гостиница на 138 мест и другие службы. В помещениях вокзала одновременно могут находиться 1200 чел., что в 5 раз больше по сравнению с вокзалом Ульяновск-1. … В отличие от старого вокзала здесь можно принимать поезда сразу к двум платформам – к ним можно выйти через тоннель, не пересекая путей.
На сооружении вокзала применены новейшие достижения науки и техники, лучшие материалы. Генеральный подрядчик – коллектив строительно-монтажного поезда № 345 треста «Уфимтрансстрой» приложил много сил, чтобы в срок закончить строительство здания. Большой объем работ выполнили субподрядчики – коллективы специального строительного поезда № 901 «Главтоннельметростроя», СМП-217 треста «Южтранстехмонтаж» и другие…
Строителями оштукатурено 11.000 кв. метров стен и потолков, сделано 3000 кв. метров мозаичных полов с латунными и медными прожилками, настлано 1200 кв. метров паркетных полов, облицовано плиткой 1400 кв. метров стен, остеклено 2000 кв. метров витражей…
Ежедневно через новые ворота города – вокзал Ульяновск-Центральный идут и идут поезда…
Н.Пашин
Вокзал станции Киндяковка, переименованной в станцию Ульяновск-Центральный. 1960-ые годы.
Вверху: Первоначальный вариант проекта железнодорожного вокзала в Ульяновске.
«Ульяновская правда» от 21 марта 1965 г.
Внизу: Проект застройки привокзальной площади.
«Гудок» от 31 января 1970 г.
Н.П.Облезин. Строительство нового железнодорожного вокзала.
«Ульяновск в акварелях художника Николая Облезина», Ульяновск, 2017
Митинг 10 апреля 1970 года, посвященный открытию вокзала Ульяновск-Центральный.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.614. л.1
Фотография была опубликована в «Ульяновской правде» 11 апреля 1970 г.
Открытие вокзала Ульяновск-Центральный 10 апреля 1970 года.
leta.73online.ru (Г.А.Дёмочкин)
Открытие вокзала Ульяновск-Центральный 10 апреля 1970 года.
leta.73online.ru (Г.А.Дёмочкин)
Кассовый зал железнодорожного вокзала. Апрель 1970 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.615, л.1
Фотография была опубликована в «Ульяновской правде» 16 апреля 1970 г.
Железнодорожный вокзал Ульяновск-Центральный. Апрель 1970 года.
ГАНИ УО. Ф.5968, оп.1, д.612, л.1
Фотография была опубликована в «Ульяновской правде» 16 апреля 1970 г
Железнодорожный вокзал Ульяновск-Центральный.
Ульяновск. Центральный железнодорожный вокзал.
Открытка, М., «Планета», 1971. Фото А.Овчинникова.
Олег
Коммуняки не могли что нить по надёжнее и современнее построить.
ЕРовцам приходится миллиарды тратить на ремонт. Через 50 лет.
мимокрокодил
Миллиарды тратятся, а ремонт – косметический
предвыборные ля-ля
а платформа где?
Ледоруб Меркадера
а вот говорящая голова по телевизору нам говорила что в СССР ничего не производили, кроме калош.
“вот и верь после этого людям”
удивляюсь как из калош построили вокзал, мемориал, гостиницу Венец, микр-н Новый Город и Авиастар. и всего за 15 лет.
вот Вова говорит, что у нас сейчас все хорошо, растет благосостояние, а получается, что за годы его правления все наоборот
Нуачо
кабы в союзе было все хорошо, он бы не развалился. мемориалы и гостиницы это хорошо, но покупать мыло, мясо и чуть ли не трусы по талонам и простояв в очереди это дурь.
А талоны кстати и ввели потому что производили мало.
Николай Второй
Ну теперь-то все производится много, ага. И легкая промышленность цветет(съезди в Ишеевку глянь) и машиностроение (че там на УАЗе?) и самолетостроение расправило крылья(сколько ТУшек выпустили и не сощитать!) Вот только пальмовое масло миллионнами тонн почему-то завозим
Нуачо
И?
Вам носить нечего? или за автомобилями надо 10 лет в очереди стоять?
Вышеуказанные заводы сдохли из-за неумения конкурировать, которое приобрели с рождения в плановой экономике.
Ишеевкий завод как кроил свои шинели 40 лет назал так и думал, что прокатит, УАЗик – аналогично.
Черт с ними этими УАЗами, раз их рихтовать во время изготовления надо. Те, кто привык, что их продукцию будут покупать невзирая на цену, качество и прочее, потому что другой нет, будут всегда делать неликвид.
Мне все эти цифры на графиках о товарах произведеных в “последнюю пятилетку” грели душу гораздо меньше чем китайский пуховик.
Николай Второй
А расскажи ка нам, чем ты, болезный, занимаешься? Чем на хлеб себе зарабатываешь?
Нуачо
А справку о доходах тебе, чушка хамящая, не показать?
Работаю я, а не грущу остаток дней о славной эпохе уравниловки и гарантированного трудоустройства, когда вся забота была отхватить 2 кило мяса на профсоюзной раздаче, дачу поближе к городу, и чтобы кирпича списанного пару камазов за литр водки добавили. А уж если есть двоюродный брат, кто служит в Венгрии или ГДР, так это вообще шик.. Кончилась лафа. Как пьянство кончается похмельем на следующий день.
Ульяновск раньше был красивее не спорю. Местами вообще руки нынешним застройщикам поотрывать за спартак, велес, самолет и аквамолл особенно. Но это другая история. В массе городов такого бардака не происходит.
Нуачо
Кремлебочу по-тихоньку! Пишу ЗАпутинские посты и получаю 50 К в месяц. Я доволен!)
Николай Второй
Очередному удоду советская власть мешает, даже спустя 27 лет. Понастроили коммунисты “не эффективных” заводов. А “эффективные менеджеры” не могут ими управлять! Б..ть!
А может не в эффективности заводов дело? А удодов, типа тебя, нужно организовать на общественный и полезный для общества труд!
Нуачо
Дык дело в том что “эффективные менеджеры” выходцы из советской власти как и все олигархи.
Как пристраивал директор магазина в мясной отдел своего зятя, так и Морозов сейчас пристраивает своего сынулю. Или Рогозин своего. Ничего не поменялось.
Я смотрю у вас и должность была раньше заметная, организационная. Пряники на демонстрациях раздавали или метлы на субботниках?
Николай Второй
Большевики придя к власти в 1917 взяли к себе на службу лучших людей что были в царской России, а в 30-х уже обучили и выпустили в жизнь новое поколение которое подняло и защитило страну.
Кто ж виноват, что криминально-олигархический капитализм в РФ взял себе на службу никчемных пустомель? Уж точно не СССР и коммунисты.
Вот тебе и разница между социализмом и капитализмом!!!
Нуачо
А кто взрастил этот криминально-олигархический капитализм?
Из воздуха взялся? из каких людей он состоял? Иностранцы или инопланетяне?
В отличии от 17 года власть кардинально не менялась, у руля те же люди, с тем же красным прошлым, его методами итп.
Нуачо
Да я и сам думаю,что скоро власть стране снова станет большевистской и поеду я осваивать колымский край вслед за моим хозяином вадим владимычем(
Нуачо
Главное бананья есть! Китайские типа джинсы и колбаса из химии
Ледоруб Меркадера
дурачок ты. до 1985-го года вообще никаких талонов не было.
очереди были за югославскими сапогами и прочим барахлом. искусственно созданный дефицит
в том числе и на “предметы роскоши”
а что касаемо продуктов – было всё, что могло прокормить народ. крупы, овощи, фрукты, консервы, хлеб, молочная продукция. колбаса была трех видов – но этого хватало. мясо и на рынке и в магазинах.
система талонов появилась в 1988 году – там от Союза уже мало что было.
Нуачо
Угу. Еще раньше и паспортов у колхозанов не было.
Знали свое место, забулдыги.
Вам было хорошо при СССР, другим – так себе.
Теперь наоборот. Однако в отличии от СССР никто силком ни в городе ни в стране не держит.
Хочешь – в Москву. хочешь в Питер, а хочешь и на все четыре стороны. Это называется выбор. Сейчас правда одни товарищам оставшимся у кормушки и с развалом союза, все это перестало нравится и того глядишь учинят железный занавес номер 2.
Нуачо
Что мне приказано моими ЕРхозяевами молоть, то и несу.
Кремлеботной нуачёхе
СССР не развалился как вы и твои хозяева.любите вопить. Вы его ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО развалили по приказу ваших ЦРУшных хозяев.
Все ответите! Поверь!
Пы.Сы. а талоны,кстати,введи,чтобы обозлить народ ан Советскую власть и подготовить их к развалу СССР
Эт,тоочно!
калоша полетела)
папа Карло
…ТОТ ЖЕ САРАЙ -САРАЕМ…ТОЛЬКО КАМЕННЫЙ !
…
Слава СССР
СЛАВА ЛЕНИНУ!
Слава людям труда!
никола18
Есть , ли здесь кто , в 1968 году работал на “жезловой системе” между “”Ульяновск – Центральный- и станция “Сельдь” ? Это самая последняя “из могикан ” . Я работал , и жезлы вручал.