Разговоры о загрязнении памятника природы «Винновская роща» в Железнодорожном районе Ульяновска нефтепродуктами (или их отходами?) не прекращаются несколько десятков лет.

Искать или не искать? Искать!
Вы не ошиблись, именно десятков лет. По крайней мере, и автор тому свидетель, уже в начале 80-х годов теперь уже прошлого века обсуждения проблемы носили устойчивый характер. Они то накатывались волной, то отступали, но никогда не пропадали насовсем. А в последнее время приняли даже достаточно острый характер.

Приходит на память заседание аграрного комитета ЗСО региона в июне прошлого года с участием представителей широкого круга профильных ведомств. Оно тоже не внесло окончательной ясности в обсуждаемый вопрос. Более того, мнения его участников диаметрально разошлись. Сошлись только в одном: памятник природы от нефтепродуктов надо очищать. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что некоторый прогресс все-таки наметился.

Так, например, по заявлению специалистов департамента природных ресурсов и экологии минсельхоза региона, они постоянно занимаются мониторингом содержания нефтепродуктов в донных отложениях и воде ручья, где чаще всего «всплывает» дизельное топливо. Каждый раз анализы показывают превышение предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных для экологии веществ. В феврале была создана рабочая группа с участием представителей ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), Ульяновского моторного завода и предприятий, которые находятся в зоне повышенного внимания экологов. Стороны договорились о проведении совместных мероприятий, направленных на изучение территории рощи.

В ходе заседания комитета прозвучало сообщение о том, что в областном бюджете на текущий год выделено четыре миллиона рублей на разработку документации по объектам, представляющим экологическую опасность. Действительно, к началу заседания агрокомитета необходимые на проведение инженерных изысканий документы были представлены. Их наличие открывало дорогу к выявлению источника загрязнения в Винновской роще и его ликвидации. Первый конкурс проводить не стали. Участников аукциона признали недостаточно компетентными для выполнения сложных работ. Объявили второй конкурс.

Председатель общественного экспертного совета при аграрном комитете ЗСО, он же бывший природоохранный прокурор Владимир Бесараб изложил свою точку зрения. Он напомнил, что в свое время была проведена экологическая экспертиза и есть заключение о том, что солярка, выявляемая в роще, не является дизельным топливом для локомотивов. По его словам, сказанное в экспертном заключении надо принять во внимание: «Зачем наступать на одни и те же грабли и исследовать то, что уже давно было исследовано?». Другое дело, что в исследовании тогда до конца не дошли. Почему? Попытки войти на территорию железной дороги, конкретно – в локомотивное депо, кончились неудачей. Требовалось разрешение тогдашнего министерства транспорта. Москва в таком разрешении отказала. Надо знать ситуацию. Железная дорога и сегодня во многом закрытая организация. В советское время она и вовсе была государством в государстве, на которое, похоже, никакие законы не распространялись. Были попытки искать другие источники загрязнения, тем более что вокруг были мазутные котельные, автопредприятия… Но поиски результатов не принесли. Источник загрязнения не нашли.

Владимир Бесараб в этой связи выдвинул еще одну версию попадания дизельного топлива в Винновскую рощу. До сих пор, по его словам, ходят слухи о крупном пожаре на Ульяновском железнодорожном вокзале в 50-е годы прошлого века. На территории вокзала якобы стоял состав с железнодорожными цистернами, полными солярки. Так вот чтобы они не взлетели от огня на воздух и не сожгли половину города, их стали оттаскивать в сторону и сливать содержимое на землю. Но официальных показаний на этот счет нет, свидетелей тоже, железная дорога на этот счет предпочитает хранить глубокое молчание. Поэтому исследовать версию не предоставляется возможным.

Дальше начались разночтения. Председатель комитета Виктор Антипов заявил, что по имеющейся у него информации реальная экологическая экспертиза не проводилась.

Его слова подтвердил советник губернатора Ульяновской области по вопросам экологии Лев Левитас. Он добавил, что источник поступления в рощу нефтепродуктов найден не был. На территорию локомотивного депо экологов не пустили. Исследования проблемы были заморожены.

Шаг за шагом
Итоги совещания подвел председатель Комитета Совета Федерации России по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин. Он внес свои предложения, направленные на поиск источника загрязнений. В качестве первого шага, по его мнению, надлежит через прокуратуру и другие надзорные органы поднять архивы и документальные источники, которые несут в себе информацию по данной проблеме. Вторым шагом станет подготовленное на основании исследований официальное обращение к руководству ОАО «РЖД». Тем более что «железное» ведомство уже выделило 1,3 миллиона рублей для обследования территории собственными силами. А осенью, с появлением конкретных результатов, обсуждение вопроса можно будет продолжить.

Спустя некоторое время пришла отрадная весть. Минсельхоз области объявил на сайте госзакупок о завершении открытого аукциона на проведение инженерных изысканий для разработки проектной документации по ликвидации загрязнения территории Винновской рощи. Максимальная цена контракта составила 3,8 миллиона рублей. Заявки на участие в конкурсе подали Поволжский центр экологической безопасности «Новитек», НИИ «Агропромстрой» и фирма «Нефтетранссервис». Наименьшую сумму предложил «Новитек».

Сообщалось, что заказчиком исследования выступает министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. По предварительным данным территория памятника природы «Винновская роща» загрязнена нефтепродуктами 3-го класса опасности. Нефтепродукт, обнаруженный в подземных водах, соответствует дизельному топливу марки Л-05-62. Наиболее высокая концентрация загрязняющих веществ выявлена в роднике и ложе первого пруда, где установлена гибель водных и околоводных живых организмов.

Подтверждалось, что объем работ достаточно велик и сложен. Так, например, площадь изучаемой территории составит 137,5 тысячи квадратных метров. Победителю конкурса предстоит выявить источник загрязнения, получить оценку загрязнения, определить глубину залегания нефтепродуктов, очертить контур площади загрязнения. Сюда же входит определение основных каналов миграции нефтепродуктов, мощности загрязненной толщи и объема грязного грунта. И, конечно же, заказчику потребуются предложения исследователей по санации загрязненных грунтов и воды.

Причину, кажется, нашли
В декабре на мероприятии, связанном с завершением Года экологии и особо охраняемых природных территорий, говорили о снижении антропогенного воздействия на природу. Директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды минсельхоза Ульяновской области Гульнара Рахматулина (ныне замминистра аграрного ведомства области) сообщила, что в рамках приоритетного федерального проекта «Чистая страна» в регионе на постоянной основе проводятся мероприятия по включению в реестр объектов накопленного вреда окружающей среде сразу нескольких территорий.

Речь шла о ликвидации загрязнения нефтепродуктами территории памятника природы регионального значения «Винновская роща». На очереди аналогичное загрязнение территории мазутохранилища Ульяновского машиностроительного завода на Нижней Терассе в Заволжском районе Ульяновска. Третьей задачей была названа рекультивация полигона твердых бытовых отходов возле села Красный Яр в левобережной части областного центра.

Особый разговор, как и ожидалось, зашел о ликвидации нефтезагрязнения на территории Винновской рощи. Директор департамента изложила итоги проделанной в этом направлении работы. Сообщалось, что в минувшем году в рамках региональной госпрограммы «Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов» выполнены работы по инженерным изысканиям для разработки проектно-сметной документации по ликвидации упомянутого загрязнения. В ходе изысканий были выявлены границы и объемы загрязнения, изучены концентрации нефтепродуктов в подземных водах, родниках, почве и донных отложениях. Получены конкретные данные для принятия конструктивных и объемно-планировочных решений при проведении проектных работ. Говоря иначе, теперь не было необходимости работать вслепую.

Мероприятия по выявлению источника загрязнения территории Винновской рощи проводились силами ОАО «Российские железные дороги». Местом исследования являлось эксплуатационное локомотивное депо станции «Ульяновск-Центральный». Средства на разработку проектно-сметной документации, как уже упоминалось, были предусмотрены в областном бюджете.

На недавнем совещании комитета по аграрном вопросам ЗСО уточнялось, что специалисты, привлеченные руководством ОАО «РЖД» к решению проблемы, пробурили скважины и провели исследования. Они показали, что на территории парка действительно обнаружены нефтепродукты. Однако потенциальных источников загрязнения непосредственно в районе станции «Ульяновск-Центральный» не выявлено. В поверхностный грунт и водотоки Винновской рощи поступают нефтепродукты из линзы вторичного загрязнения, которая расположена на территории парка. Объем нефтепродукта, по оценочным данным, составляет около 500 кубометров, площадь загрязнения – 1,7 гектара.

Для проведения мониторинга состояния парка железная дорога выделила 500 тысяч рублей. Договор со специализированной организацией намечено заключить уже в текущем месяце. Срок его действия оговорен – до 31 декабря 2018 года.

Сделать – и точка
Председатель аграрного комитета Виктор Антипов позицию депутатов обозначил предельно четко. «Наша с вами задача, – пояснил он, – дружно, общими усилиями региональной власти, администрации города Ульяновска, природоохранной прокуратуры при содействии ОАО «РЖД» и федеральных органов решить эту многолетнюю экологическую проблему». По его словам, вопрос находится на контроле у члена Совета Федерации Федерального собрания России, представителя ЗСО Ульяновской области Сергея Рябухина.
Участники совещания не стали спешить расставаться со своими деловыми партнерами. Они дружно проголосовали в поддержку предложения о подготовке от имени правительства региона обращения в Минприроды России с просьбой о содействии мероприятиям по очистке от нефтепродуктов парка «Винновская роща» в рамках профильной федеральной программы. Письмо с предложением о совместной работе по ликвидации загрязнения на территории уникального для Ульяновска объекта будет направлено руководству ОАО «РЖД». И это правильно: вместе начинали – вместе и завершать.