В эти выходные в Арском состоится заключительный этап чемпионата России по автокроссу в классе отечественных полноприводных автомобилей.
Соревнования проводятся с 1972 года. Организаторами мероприятия являются Ульяновский автомобильный завод совместно с региональной федерацией автомобильного спорта. В этом году автокросс приурочен к выпуску обновленной модели УАЗ Patriot.
Как вспоминает один из первых организаторов автогонок, ветеран Ульяновского автомобильного завода Эдуард Евгеньевич Кривин, во все времена автоспортивная команда УАЗа была визитной карточкой Ульяновска. Это большой традиционный спортивный праздник, который с нетерпением ждут автозаводчане, жители региона и соседних городов. Уверен, что соревнования пройдут на высоком уровне. Они проводятся на ульяновской трассе уже 42-й год. Первое название гонок – «Дружба народов СССР», только после этого они получили название, которое используется сейчас. Автомобильный кросс – вид автомобильных гонок, которой родился в СССР в начале 1920 годов.
История ульяновского автокросса берет свое начало в 1972 году, когда коллектив Ульяновского автозавода готовился к историческому событию: с конвейера должен был сойти новый автомобиль УАЗ-469 взамен всемирно известному «козлику». Заводские спортсмены решили отметить этот факт кроссом на уходящих в историю автомобилях ГАЗ-69. В том же 1972 году вся страна отмечала 50-ю годовщину образования союзного государства. В честь этого события и было дано название ульяновскому автокроссу – «Дружба народов СССР». Место проведения гонок – Арские холмы – было выбрано не случайно. Трасса позволяет наиболее полно раскрыться как мастерству гонщиков, так и возможностям автомобилей.
Надо отметить, что к этому времени спортсмены автозавода уже обладали солидными титулами. Анатолий Курочкин был двукратным чемпионом СССР, Юрий Рукин – призером чемпионата. Оба – мастера спорта СССР.
Первые соревнования организовывали, что называется, всем миром. Инициативную группу во главе с инженером-испытателем Г.А. Халитовым поддерживали генеральный директор автозавода И.Д. Маслов, председатель обкома ДОСААФ Ю.И. Ильин и многие другие. В результате первые гонки прошли с большим успехом. Их победителем стал инженер-испытатель УАЗ Анатолий Курочкин.
Так началась история ульяновского автокросса.
Первую бронзовую медаль чемпионата Советского Союза команда Ульяновского автозавода завоевала в 1968 году. Тогда призовое место завоевал водитель-испытатель Ульяновского автозавода Юрий Рукин. Он выступал на автомобиле УАЗ-452Д. В 1969 году чем-пионом Советского Союза становится инженер-испытатель УАЗа Анатолий Курочкин на автомобиле ГАЗ-69. В 1970 году он повторил успех прошлого сезона и стал двукратным чемпионом Советского Союза. Он внес весомый вклад в развитие регионального автоспорта, воспитал себе достойную смену. Ярким примером этого является Владимир Дунаев, который в одно время был механиком в команде Анатолия Курочкина.
Первый старт у Владимира Дунаева случился в 1970 году. Впоследствии Дунаев стал четырехкратным чемпионом, трехкратным серебряным и двукратным бронзовым призером чемпионатов СССР по автокроссу.
Высокие результаты достигнуты не только благодаря умениям пилотов, но и механикам ульяновских спортсменов.
Следом за Дунаевым громко о себе заявил Александр Мальков. В 1980 году он становится чемпионом Советского Союза. В 1996 стал чемпионом России.
В 1998 году Мальков одержал победу в трековых соревнованиях.
В 1999 году еще один знаменитый представитель ульяновской автокоманды Олег Короткое завоевал Кубок России. В 2006 году он стал чемпионом России.
Особое место в истории автоспорта занимает и Александр Ершов-. Сегодня он начальник отдела форсированных испытаний на Ульяновском автомобильном заводе и является заслуженным тренером РФ. В своей спортивной карьере становился серебряным и двукратным бронзовым призером чемпионатов СССР.
Серебряным и бронзовым призером также становился и Владимир Харужа. Яркий след в автоспорте оставил многократный победитель соревнований Биньямин Джепаев.
Соревнования в Арском прошли в своем развитии длинный путь. Славные традиции сохранились благодаря усилиям всего коллектива автозаводцев и преданной любви к захватывающему спортивному зрелищу жителей региона. Бессменным комментатором автокросса на протяжении 30 лет был Эдуард Евгеньевич Кривин. Достойный вклад в копилку наград сегодня вносят и молодые спортсмены Вадим Новиков, Олег Короткое, Михаил Кутинов, Евгений Постников – неоднократные призеры соревнований самого различного уровня.