170 лет стоит в Ульяновске памятник писателю, историографу Николаю Карамзину. Как ни странно, до сих пор далеко не все ульяновцы знают, что это за памятник, почему главная фигура памятника женская и зачем автор нарядил действующих лиц барельефов в античные туники.
В течение всего года, вплоть до 12 декабря – 250-летней годовщины со дня рождения Карамзина, а может, и дольше, о памятнике-символе нашего города будет рассказывать передвижная выставка – ее планируют провезти по всей области. Она открылась на этой неделе в музее «Симбирская классическая гимназия».
Медная Кармазина
Русский актер и писатель XIX века, выпускник Симбирской классической гимназии Василий Анд- реев-Бурлак оставил юмористический очерк о том, что думали о памятнике Карамзину во второй половине XIX века. Ведь, выходя из гимназии, он каждый раз видел фигуру музы истории Клио и будто тогда уже размышлял: «Каким образом попала она на этот, до сих пор еще дикий берег Волги? Она, гречанка, в своей легкой тунике, в эту зимнюю сторону? Полунагая в этот строго-нравственный город? Клио!.. Есть ли тут хоть что-нибудь греческое? Ионические, дорические ордера чужды этому городу. Здесь у нас есть свой, целомудренно-казарменный стиль». В этом очерке он описал разговоры представителей разных классов и родов занятий о памятнике, прозванном «чугунной бабой». Вероятно, нечто подобное ему не раз приходилось слышать, будучи гимназистом. Например, считалось, что эта баба – некая Кармазина (не Карамзина!) и с ней связана мистическая история. Будто бы она извела немало народу, заманивая мужчин к себе домой, опаивая водкой и убивая их. И только некий полицтмейстер (Андреев-Бурлак специально написал с буквой «т», подчеркнув особенность просторечия) долго ловил ее, да однажды поймал – бил, пока она не померла. А как подошел к ней, то увидел, что она стала медной. Тогда будто бы медную Кармазину решили поставить, и она прошептала последние слова: «Я невинна».
Ода в скульптуре
Про бюст Карамзина, установленный в нише постамента, говорили, что это любовник Кармазиной. И даже хорошо одетые, совсем не бедные и, казалось бы, просвещенные люди, бывало, останавливались у памятника и никак не могли вспомнить фамилию писателя, даже зная, что он – из симбирских дворян. Что говорить о прошлом, даже сейчас, когда, кажется, имя Карамзина звучит на каждом углу, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, литературы и журналистики УлГПУ Любовь Сапченко признает, что не все студенты знают, в честь кого установлен памятник Клио и что он обозначает. А ведь этот памятник – стихотворение в скульптуре, говорит она и рассказывает, что все время, пока шел сбор средств и делали памятник, земляки Карамзина помнили об оде Горация «Создал памятник я бронзы литой прочней» и ее многочисленных интерпретациях в стихотворениях других авторов. В год открытия памятника Николай Языков перефразировал уже не Горация, а своего предшественника Гавриила Державина: «Он памятник воздвиг себе чудесный, вечный».
Изящество – непременное условие
Подробнейшую выставку-рассказ о памятнике Карамзину под- готовила заведующая научно-ис- следовательским отделом музея- заповедника «Родина Ленина» Еле- на Беспалова. К сожалению, в ульяновских архивах нет ни одного документа, зато их очень много в центральных архивах. Например, в Историческом государственном архиве Беспалова обнаружила семь толстенных дел о сооружении памятника Карамзину – подробнейшая переписка чиновников Министерства внутренних дел Российской империи и шести симбирских губернаторов, сменившихся с 1833 по 1845 годы – столько лет прошло с момента обращения 38 симбирских дворян к императору Николаю I с просьбой разрешить установку памятника Карамзину на его родине в Симбирске и объявить всеимперскую подписку на сбор средств до торжественной церемонии открытия памятника.
Интересен, например, стенд, на котором сам автор проекта памятника архитектор Самуил Гальберг объяснял его идею и даже такую деталь, как греческая одежда на персонажах: «Памятник славы не есть памятник надгробный, не про- сто портрет: для последнего достаточно одного верного лицеизображения… Основная мысль должна указывать потомству те подвиги и труды, коими герой или поэт стяжал себе право на монумент… По сему портрет не есть непременное условие для такого памятника; а еще того верного изображения одежды, которое в нашем веке… не может свидетельствовать ни о времени, ни о нации, кроме сего новая одежда наша совершенно противная всякому изяществу, а изящество есть непременное условие ваятельного искусства». Как пояснила Беспалова, Клио неслучайно стала главной фигурой памятника:
– Муза всегда выше поэта, а бюст его занимает скромное место в нише постамента. Кстати, важно, что памятник Карамзину в России был вторым после памятника Ломоносову, который был поставлен в честь не царя, полководца или героя, а в честь человека науки или искусства. Третий такой памятник поставили Державину, четвертый – Крылову.
Сквер облагородят к юбилею
Напомним, полтора года назад вновь созданное в Ульяновске региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обратилось к областной власти с просьбой обратить внимание на плачевное состояние Карамзинского сквера. В день открытия выставки директор департамента по культурному наследию Шарпудин Хаутиев сообщил, что реконструкцию сквера – решетки вокруг памятника, ограды и зеленых насаждений – проведут в 2016 году, в преддверии 250- летия со дня рождения Николая Михайловича Карамзина.
Анна Школьная