В Ульяновской Дирекции по обслуживанию пассажиров Куйбышевской железной дороги «кидали» проводниц и получали гонорары за «мертвых душ». В результате аферы «налево» ушло около миллиона рублей.
Факты откровенных махинаций в Дирекции по обслуживанию пассажиров №5 (сокращенно ДОП-5) стали всплывать в начале 2006 года. В ЛОВД на станции Ульяновск поступила оперативная информация о том, что руководство ДОП-5 получает заработную плату за уволенных и не числящихся в штате сотрудников. Оперативники по борьбе с экономическими преступлениями выехали с проверкой. Мало того, что информация подтвердилась, выяснилось, что чиновники еще и присваивают себе премии работающих железнодорожников!
Махинации с проводницами
Не успели сотрудники ОБЭП переварить полученную информацию, как в их ведомство поступила еще одна новость, а точнее – документы, свидетельствующие о том, что должностные лица ДОП-5 взимали деньги с женщин, обучающихся на курсах подготовки проводников в Ульяновском отделе дорожного учебного центра. И это несмотря на то, что, согласно статье баланса ОАО «РЖД» №798, означенное обучение проводится бесплатно за счет средств железной дороги. Более того, после окончания учебы люди обязаны отработать в ДОП-5 три года. На деле же все оказалось наоборот. С будущими проводницами даже не заключались договора, и фактически получалось, что их обучали лишь для того, чтобы собрать деньги. После прохождения курсов женщин не трудоустраивали, объясняя это очень просто: «У нас нет рабочих мест». Таким образом, у разбитого корыта остались около 200 (!) женщин. В ДОП-5 была проведена тщательная проверка. Были найдены документы, свидетельствующие о том, что часть собранных за обучение проводниц денег поступала в карманы преподавателей учебного центра. По сведениям милиционеров, бесчинства и произвол в, казалось бы, солидном учреждении начались в конце 2003 года, когда на должность начальника ДОП-5 заступил выходец из Самары Сергей Синеглазов.
В настоящее время уголовное дело возбуждено пока только на одно должностное лицо ДОП-5 – заместителя начальника по кадрам Игоря Лазарева. Ему инкриминируется статья 159 часть 3 Уголовного кодекса – мошенничество в крупном размере с использованием служебного положения. Следствие только набирает обороты, но уже известно, что в результате аферы руководство
ДОП-5 присвоило себе порядка 700 тысяч рублей. На допросах Лазарев вину свою признал и уже выдал следственным органам более половины похищенной суммы. Тем не менее, засветившиеся чиновники продолжают заметать следы и оказывают давление на ныне действующих сотрудников ДОП, принуждая их давать выгодные себе показания.
Хождение по мукам
Нашему корреспонденту удалось побеседовать с одной из обманутых проводниц Натальей Б.
– Так получилось, что с сентября 2004 года я осталась безработной, – вспоминает Наталья. – Новую работу найти было нелегко… И в этот момент я случайно встретилась со своей знакомой, которая и посоветовала мне стать проводницей. «Я уже поступила на курсы, – сообщила она, – а в октябре будут собирать еще одну группу. Подъезжай в ДОП-5 в отдел кадров, там тебе все объяснят». Я согласилась без раздумий. Уже на следующий день я разговаривала с начальником отдела кадров Игорем Лазаревым. «Дорога модернизируется, – объяснил он мне, – поэтому нам нужны работники. До пенсии можете работать без всяких сомнений. Приходите 5 октября». В назначенный день я написала заявление, после чего меня с другими «абитуриентами» направили на медкомиссию, за которую со всех собрали по 500 рублей. И это еще было только начало… Лично мне эти и все последующие взносы давались с большим трудом из-за тяжелого финансового положения в семье. Я залезала в долги, надеясь, что устроюсь на новую работу и наверстаю упущенное.
В числе 35 «счастливчиков», прошедших медкомиссию, я явилась на сборы 25 октября со всеми документами, а также с обязательными, как нам сказали, 3,5 тысячами рублей. Собрались все в здании учебного центра Ульяновского отделения дороги. Игорь Лазарев еще раз успокоил нас и сказал, что работа для всех будет гарантирована. Собрав деньги, он взял список и поставил напротив каждой фамилии галочку. А потом неожиданно сообщил, что занятия по техническим причинам переносятся на 10 ноября. Это был первый тревожный звонок. Уже тогда у некоторых из нас закралось подозрение, и мы потребовали выдать квитанции за внесенную плату. Однако Лазарев обезоружил собравшихся улыбкой и пристыдил: «Неужели вы мне не доверяете? Вот начнутся занятия, тогда все и получите».
С нетерпением мы дождались-таки 10 ноября. Поначалу все шло, как положено: обучение проводилось серьезно, а за посещаемостью следили очень строго. Наверное поэтому мы успокоились и уже не вспоминали о так и не полученных квитанциях. Сам Игорь Лазарев читал нам «Основы Трудового кодекса и Гражданского права». В общей сложности курсы длились 2,5 месяца плюс две недели стажировки на поездах. Выпуск группы был 11 февраля 2005 года. С этого момента и начались наши мучения. В отделе кадров ДОП-5 нам выдали два свидетельства – о прохождении курсов и об окончании учебы в учебном дорожном центре, в которых за председателя квалификационной комиссии расписалась начальник резерва проводников Лариса Кулигина. Она собрала нас и сказала коротко и ясно: «Рабочих мест нет – и не надейтесь!». Вместе с нами это известие получили и проводницы из предыдущей группы, которые также все это время не могли трудоустроиться и тщетно обивали пороги ДОП-5. Всей гурьбой мы направились к Лазареву. «Потерпите, работа будет, – успокоил нас начальник отдела кадров. – Мы ждем разрешения из Самары». И даже оставил номер своего сотового телефона – звоните, мол, узнавайте.
Но телефон на звонки не отвечал, и уставшие ждать у моря погоды проводницы вновь приехали в ДОП-5. «Пришла телеграмма из Самары, – обрадовал ходоков Лазарев. – Но вам нужно подписать договор о приеме на работу на один месяц с оплатой 50 процентов. Каждый следующий месяц этот договор будет продлеваться автоматически». Лазарев объяснил это тем, что Самара дала добро только 30 проводницам, а чтобы обеспечить работой обе группы, нужно ставки поделить пополам. Женщинам ничего не оставалось, как вновь поверить его словам…
Жестокий урок
Отработав проводницей ровно месяц, 1 апреля Наталья пришла к нарядчикам получить новый маршрут. В ответ у нее отобрали путевой лист и направили в отдел кадров. Там уже находилось около десятка проводниц. «Вы все уволены, – огорошили женщин новостью. – Причина – окончание срока договора». И это была не первоапрельская шутка…
Восемь месяцев учебы и работы были потрачены впустую. За это время Наталья назанимала у знакомых около 15 тысяч рублей. В эту сумму входят и проезд, и различные взносы во время занятий. ДОП-5 выплатила ей в качестве компенсации всего… 780 рублей. Нормально, да? Однако Наталью больше волнует не денежная проблема, а состояние своего здоровья. После такого жестокого урока она долго пребывала в депрессии и готова была наложить на себя руки от безысходности. Она не ожидала, что так с ней могут поступить в государственном и, в общем-то, уважаемом учреждении, коим она до сих пор считала железную дорогу.