В платежках за жилищно-коммунальные услуги, пожалуй, самой непонятной является строка «Содержание и ремонт жилья». Попытки жильцов выяснить, что в нее входит, как правило, заканчиваются неудачей. Оказывается, не случайно – управляющим компаниям есть что скрывать.
Неуправляемое «управление»
Старший по дому по улице Гончарова, 1/17 Борис Иванов, проанализировав структуру платежей за содержание и ремонт жилья и сопоставив их с федеральным законодательством, пришел к выводу, что за одни услуги деньги берут незаконно, а за другие – дважды.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса РФ, оплата услуг по содержанию и ремонту многоквартирного дома (МКД) состоит из трех разделов: содержание МКД, управление МКД и текущий ремонт МКД.
– Обязательный минимум работ и услуг по первым двум разделам установлен в постановлениях правительства РФ от 3.04.2013 года №290 и от 15.05.2013 года №416, – говорит Борис Иванов. – Услуги и работы по текущему ремонту ежегодно устанавливаются после осмотров МКД и оформляются сметой. Минимальный перечень услуги работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества МКД, определяется Постановлением правительства РФ от 13.08.2006 года №491. Согласно пункту 16 статьи 12, никто, в том числе региональные власти и органы местного самоуправления, не имеет права нарушать структуру оплаты. Однако ульяновские управляющие компании делают это совершенно безнаказанно. Так, предусмотренные в разделе 2, пункт «ж», раздела «управление МКД» услуги по приему платежей от населения еще раз включаются в раздел «содержание МКД».
По словам Бориса Иванова, не должны жильцы многоквартирных домов платить и за услуги паспортного стола. Услуги паспортного стола, услуги по регистрации граждан, согласно Федеральному закону от 27.07.2010 года №210-ФЗ, Закону Российской Федерации от 25.06.1993 года №5142-1 и Постановлению правительства РФ от 17.07.1995 года №713, являются муниципальными и должны выполняться за счет бюджета.
– Для того чтобы включение этих услуг не было обнаружено, совершается еще одно нарушение – перечень услуг по разделу «управление МКД» не раскрывается, хотя этот перечень приводится в пункте 4 раздела 2 Постановления №416 и без него нельзя рассчитать тариф на жилищные услуги и получить собственникам информацию об услугах, которые обязуется выполнять управляющая компания, – говорит старший по дому.
Законность включения в платежку услуги «регистрация и учет граждан» решил проверить и житель дома по улице Минаева,3 Михайлов. «Услуга не относится к содержанию общего имущества, причем плата за нее привязана не к человеку, а к квадратному метру, – пишет он в редакцию. – Отписка управляющей компании вопрос не прояснила. Очевидно, что ее не читал ни тот, кто готовил, ни тот, кто подписывал, иначе заметили бы ссылку на Постановление правительства РФ от 17.07.1195 года №713 (правильно: 1995 года). Причем постановление это лишь корректирует правила регистрации, но не говорит о том, что услугу эту должны оплачивать жильцы домов».
В «расшифровке» платы за содержание и ремонт МКД, предоставленной жильцам дома по улице Минаева, 3, есть строчка «управление» и в дополнение к ней отдельно: «осенний/ весенний технический осмотр дома» и «доставка платежных документов».
«Первая строчка появилась в 2012 году, вторая – в 2013 году, – пишет в редакцию Михайлов. – Работники УК утверждают, что это отдельные услуги, которые не являются функциями «управления». Наш совет дома с этим не согласен. Если писать отдельно эти две строки, то и другую деятельность УК нужно расписать построчно. Но этого нет. Во-вторых, почему мы помимо платы за «содержание электроснабжения» в доме должны оплачивать еще и «проведение электроизмерений», под которым подразумевается измерение сопротивления контура заземления, тем более что он находится у трансформаторной подстанции и вместе с кабелями и земельным участком не входит в общее имущество дома? Ответов на все эти вопросы ни от УК, ни от комитета ЖКХ мы так и не получили – одни отписки».
– В соответствии со всеми методическими рекомендациями, изданными в РФ, плата по разделу «управление МКД» не должна превышать общепринятой нормы, составляющей десять процентов от платы за содержание и ремонт жилья, – продолжает Борис Иванов. – В нашем случае – это 7607,28 рубля в месяц. При этом действительная плата составляет 25628,4 рубля. Получается, более 18 тысяч рублей в месяц, или 216 тысяч рублей в год, уходят в неизвестном направлении.
Вход в дом – платный?
В редакцию «СК» часто приходят письма из других городов. Житель подмосковных Мытищ Бурченко просит нас разобраться в законности выставления жильцам домов ежемесячной платы за «обслуживание домофона».
«Жилищный кодекс РФ обременяет жителей МКД обязанностью оплачивать расходы по тем статьям, которые утверждены большинством на общем собрании. Но в компетенцию общего собрания собственников помещений в МКД закон включил только обязанность нормативно обслуживать инженерные системы МКД (строительные конструкции, лифтовое хозяйство, системы водоснабжения, систему водоотведения, электро- и газосистему), – пишет автор. – Не может общее собрание жителей принимать решение, обязательное для всех, о покупке пиццы для всех в пиццерии напротив, о декорации холла картинами Айвазовского в подлиннике, о покупке услуг антенны или интернета только у одного провайдера. Ни в одном законе не сказано, что жители всех подъездов МКД обязаны использовать одинаковые запирающие устройства и пользоваться услугами одной компании. В одном подъезде жители могут захотеть систему видеодомофона, в другом – кодовый замок, а в третьем – простую фанерную дверь. И это их право!».
У жителей должен быть выбор варианта обслуживания домофона, считает Бурченко. Услуга может оплачиваться не только ежемесячно, в виде абонентской платы, но и по прейскуранту – когда компания устраняет поломку по мере ее возникновения. При этом собственники вправе выбирать оптимальную для себя компанию, не обязательно ту, которая установила домофон.
«Нам же навязали единственную схему обслуживания домофона – через ежемесячную дань, плату за право входа в собственный подъезд. Услуга домофона не может быть обязательной для всех. Это добровольная услуга, обеспечивающая повышенный комфорт жителей. Причем эффективность ее весьма сомнительна – любой прохиндей может набрать номер любой квартиры, сказать: «Откройте, я ваш сосед, забыл ключ», – и войти в дом», – говорится в письме.
Дмитрий МИНАЕВ