Фототур “Весна Евразии – Новый шелковый путь”. Дорога к возрождению контактов между народами
Багаутдинов Камиль
Следуя по маршруту караванов от китайской границы «Иркештам» и фотосъемок пика Ленина в Сары-Моголе я должен был добираться до сохранившегося с древних времен Караван-Сарая «Таш-Рабат», который находится на заоблачной высоте (3273М). Причина, по которой он сохранился, в труднодоступности его местонахождения и отсутствия в ближайшем окружении населенных пунктов и жилья.
Это, видимо, единственное полностью сохранившееся в первозданном виде строение на постсоветском пространстве.

Караван-сарай «Таш-Рабат» – уникальный архитектурный памятник раннего средневековья, появление которого более конкретно датируется 15 веком, и одна из главных археологических достопримечательностей Кыргызстана, ставшая символом горной архитектуры Тенир-Тоо.
В те далекие времена, когда по дорогам Великого Шелкового Пути еще шли оживленные торговые караваны, крепость Таш-Рабат на одной из них выполняла функции караван-сарая, то есть в современном понимании, была средневековой гостиницей, постоялым двором для купцов и путешественников – одним из необычных каменных сооружений, которое располагалось в долине небольшой реки Таш-Рабат, на территории Центрального Тянь-Шаня. Караван-сарай находился на торговом пути, который тогда связывал Чуйскую и Ферганскую долины с Кашгаром.
Почти 200 км «гравийно-грейдерной» дороги, перемешанной с красной глиной.
Не обращая внимания на информационное табло «Перевал закрыт», я прорвался через шлагбаум и решил рискнуть: засветло добраться до намеченной точки.

6370.png

6381.png

6441.png

6454.png

Не доезжая ровно 99 км до перевала, меня догнала и остановила автомашина дорожной службы. Дорожники дружески посоветовали ехать обратно, т.к. в трех местах сошёл сель и дорога «отрезана», а ремонт займет не менее 5-6 дней. Ждать открытия дороги придется в автомашине высоко в горах при температуре 3-6 градусов.

Дальше дороги нет. Сходит сель

6295.png

6473.png

Так я обратно вернулся в Жалалабат и был вынужден ехать в объезд перевала, через город Бишкек. Именно так убеждаешься в истине: «Короткая дорога – не всегда самая быстрая».
Расстояние по запланированному маршруту составляло 346 км. Потеряв четыре дня, пришлось объехать перевал за 994 км.

Ожидания и попытки прорваться увенчались двойным успехом.
Кроме первого Караван-Сарая по маршруту Великого Шелкового пути из Китая в Азию, удалось найти взаимопонимание со службой безопасности Кыргызстана, руководством пограничной службы этой страны, и Военным Советником России от стран СНГ в Кыргызстане, которые дали разрешение на въезд в пограничную зону с Китаем, и добраться до самых «Китайских ворот», откуда заходили караваны и шёл Великий Шелковый Путь.

Запланированный маршрут через перевал Казарман

1.jpg

Пришлось обратно вернуться в Жалалабат и ехать в объезд перевала

3.jpg

Дорога пролегает через Токтогульское водохранилище. Образовано плотиной Токтогульской ГЭС на реке Нарын.

6511.png

6485.png

6513.png

Здесь находится тоннель

6479.jpg

Перед Каракулем (Черное озеро) Сливаются две реки: Нарын и Кара-Суу

6607.png

6614.png

6784.png

Дорога ведет на перевал

6859.png

Меняется время года. Было лето – стала ранняя весна

6919.png

6929.png

6933.png

6935.png

6958.png

Начинается второй перевал

6952.png

6977.png

Начинается Чуйская область

6986.png

Здесь еще зима

6989.png

6991.png

6998.png

7004.png

Снова весна

7020.png

7023.png

Путь караванов

7035.png

Центральный Тянь-Шань

7049.png

7052.png

Здесь гостиница. Здесь Париж!

7105.png

7120.png

Еще один серпантин, последний перевал и тоннель

7152.png

7169.png

7183.png

7205.png

7208.png

Тоннель закрыт

7212.png

Оказывается, прогоняли табун на летние пастбища

7216.png

Начинается спуск в Чуйскую долину

7232.png

7268.png

Караваны шли именно по этой долине

7306.png

Здесь уже лето

7302.png

Снова мерзкая зима. Эта дорога ведет в тупик. Но в древности отсюда приходили караваны из Китая в Таш-Рабат

3--.png

1.png

К Караван-Сараю

2.png

Вот он, сохранившийся Караван-Сарай Таш-Рабат

2-.png

3-.png

4.png

Внутренние помещения Таш-Рабата

8146.png

8147.png

8168.png

Здесь ночевали погонщики верблюдов

8163.png

Дальше в Торугарт, к «Китайским воротам»

8224.jpg

8225.png

Комфортно чувствуют себя только яки

8226.png

Отсюда начинается закрытый пограничный участок с особым режимом пребывания

8296.png

Дорога идет в 10 метрах от границы

8227.png

Через обочину – Китай

8228.png

«Китайские ворота» Торугарт. (В связи с тем, что вокруг режимные объекты и чтобы не подводить разрешивших мне въезд на закрытую территорию людей) фото лишь через зеркало заднего вида.

8371.png

Пик маршрута достигнут, отсюда караваны шли через Таш-Рабат в Туркестан и на озеро Иссык-Куль. Мой маршрут – через Иссык-Куль в Туркестан.

Часть 1. Анонс. Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Дорога к возрождению контактов между народами

Часть 2. Simbiblis торит новый шелковый путь Евразии: Байконур, Казахстан, Туркестан…

Часть 3. Ташкент – город хлебный

Часть 4. Simbiblis: Фототур «Весна Евразии — Новый шелковый путь». Самарканд, Бухара

Часть 5. Simbiblis: Как строят новые дороги в Узбекистане

Часть 6. Simbiblis: По маршруту караванов

Часть 7. Simbiblis: Путевые заметки с Шёлкового пути. Аль-Хакима ат-Тирмизи

Часть 8. Simbiblis: Шелковый путь. Караван-сарай Хиштин. Гиссарская крепость

Часть 9. Simbiblis: Таджикистан. По маршруту караванов и Анзобский перевал. Худжанд

Часть 10. Simbiblis: Кыргызстан. Ош — точка пересечения караванов на Великом Шелковом пути

Часть 11. Simbiblis: Кыргызстан. Фотозарисовки с Шелкового пути

Часть 12. Simbiblis: Кыргызстан. К Шелковому пути через перевал Талдык

Часть 13. Simbiblis: По Шелковому Пути к китайской границе «Иркештам»

Часть 14. Simbiblis: К подножию пика Ленина. Встреча в Сары-Моголе

Часть 15. Simbiblis: Кыргызстан. Фотоответы на интересующие читателей вопросы