Много копий было сломано в споре о причинах, вызвавших природную стихию, которая разрушила дорогу на «грузовой восьмерке». Между тем, за растиражированными мнениями экологов, геологов и общественников забыли спросить тех, кто непосредственно работает с Волжским косогором в Ульяновске.

Для того чтобы делать какие-то выводы, предварительно нужно провести экспертизу, которой сейчас занимаются компетентные специалисты, на что требуется время, и еще не готовы окончательные результаты. Но, по предварительным данным, которые выдала команда спецов МЧС России, строительство жилого комплекса «Пионер-парк» исключили из причин возникновения оползня. Для эксперимента 17 мая на стройплощадке забивали две сваи на проектную глубину 12 м и делали замеры при помощи диагностического комплекса «Струна-Стрела» и геофизического комплекса «Лаколит» и «ОКО-2». В результате выяснилось, что на расстоянии 140 м ускорение воздействия от сейсмического погружения свай уже не фиксируется, тогда как до места схода оползня – 180 м. Таким образом, специалисты сделали вывод, что забивание свай «Пионер-парка», которое было завершено осенью прошлого года, не могло стать причиной схода оползня весною этого года.

Сегодня, когда эмоции вокруг оползня наконец немного успокоились и начали уступать место прагматичному взгляду специалистов на ситуацию, мы встретились с директором МБУ «Стройзаказчик» Александром ШКАНОВЫМ, чтобы задать ему несколько вопросов.

– Александр Иванович, с высоты своего опыта, накопленного годами работы в нашем городе, какую бы основную причину оползня Вы назвали?

– Чтобы понять, в чем причина природных явлений, которые мы наблюдаем в этом году вдоль всего Волжского косогора, надо оглянуться в прошлое и посмотреть на историю вопроса. Ведь оползни – это не что-то новое, они всегда тут были. Однако раньше – до 1990-х годов – в Ульяновске существовала служба противооползневых работ, которая получала финансирование из государственного бюджета на проведение работ по капитальному строительству противооползневых и берегоукрепительных сооружений. И тогда не было разделения, как это сейчас: отдельно – берег, и отдельно – оползневой склон, был единый объект. Сейчас же берег относится к ведению Минприроды, а противооползневые мероприятия – это проблема города. Но это очень большие – даже не миллионные, а миллиардные – затраты, которые городской бюджет просто не в состоянии обеспечить. А от содержания склона, конечно, зависят и оползневые процессы, на которые сильно влияет вода. Когда зима морозная и грунт промерзает, то снег тает и стекает вниз, а в этом году зима была теплая, и вся талая вода впиталась в грунт. Мы уже сталкивались с этим в своей работе. В 2002 году была точно такая же теплая зима, и тоже случился оползень, такой, что пришлось отселять семь жилых домов. У нас город ползет, причем, не только в сторону Волги, но и в сторону Свияги. Это всегда было, но и укреплением берегов всегда занималось государство. В настоящий момент эти вопросы передали на региональный и городской уровни, но ни муниципальный, ни областной бюджеты такие затраты не потянут.

– Если говорить о сегодняшнем дне, когда за склоном уже нет того ухода, что был раньше, получается, существующая система инженерной защиты уже не справляется?

– Если конкретно про участок на «грузовой восьмерке», то здесь, конечно, сыграло роль то, что, еще начиная с 1960-х годов, туда завозили грунт и даже мусор скидывали те, кому лень или у кого денег нет, чтобы на полигоне утилизировать. В 2014 году там даже поставили забор, чтобы пресекать это безобразие. Но уже за предыдущие годы накопилась большая масса грунта. Надо еще учитывать, что сама дорога – «грузовая восьмерка» – проектировалась под еще старые нормативы, вспомните, какие у нас грузовики были и какие сейчас ездят – в 10 раз тяжелее. Сам по себе автомобильный поток возрос в несколько раз. Все это усилило воздействие и давление на грунт. А когда в этом году произошло обводнение участка, вода намочила глину, и грунт по ней пополз и за собой увлек насыпь дороги. Для сбора воды там имеется коллектор, который принимает дренаж с Аптских штолен, он работает, но он не справился из-за обилия влаги. Аптская дренажная штольня спроектирована и построена в 1951-55 годах. Сколько уже времени прошло?! Но ведь ничего вечного не бывает. В 1979 году чуть подальше, там же, вдоль железной дороги, был подобный оползень. Причем, также все обслуживалось и работало – все дренажи, но воды было слишком много – и защита не выдержала. Такое бывает, это стихийное бедствие, спрогнозировать и предугадать его поведение невозможно.

– Строительство «Пионер-парка», по-Вашему, на оползень не повлияло?

– Эта версия изначально была «притянута за уши», просто кому-то надо было показать свою значимость и «заботу о людях». Могу вам сказать, когда мы строили госпиталь – два корпуса, на склоне, который покруче будет, там сваи на 20 м вглубь забивали – тогда тоже были протесты и возмущения от некомпетентных людей, которые мнят себя специалистами. Однако госпиталь до сих пор стоит, и все нормально, так как там сделали дренаж, обводнения территории не происходит, и оползня нет. Тогда проектирование велось под руководством Валентины Алексеевны Никитиной – главного конструктора «Ульяновскгражданпроекта». Она очень осторожный конструктор, очень ответственный специалист, и я думаю, что и по поводу «Пионер-парка» она принимала решение, перестраховавшись. Оценку устойчивости Волжского склона и оползневой опасности территории строительства жилого комплекса делали на основании инженерных расчетов московского института «Гипрокоммунстрой». Поэтому никакого влияния это строительство на овраг не могло оказать. Более того, в первую очередь в начале строительства «Пионер-парка» сделали дренаж, причем очень солидный, с учетом перехвата, сбора и отвода не только собственных грунтовых вод, но и со стороны ул. Минаева, детской библиотеки, переулка Зеленого и улицы Железной Дивизии. Можно сказать, подарок городу сделали – обеспечили склон современной системой дренажа, которой там не было.

– В относительной близости от оползня (на улице Каштанкина, спуске Минаева, переулке Зеленом) находятся частные жилые дома, люди там хорошо обосновались, место прекрасное с видом на Волгу – никто оттуда уезжать не хочет. Но насколько велика угроза здесь?

– Как только начался оползень, мы сразу же первым делом все обследовали, обошли каждый дом. Мы проверили все строения вплоть до ул. Карсунской, там такие дома понастроили большие, основательные – на сваях, но они все с дренажем. Но есть места, гаражи, где надо разбираться сейчас, что они там насыпали, и с ними работа ведется уже. Вода с улицы Каштанкина и спуска Минаева вся уходит в дренажную систему и водоотводные каналы железной дороги. Причем на поверхность вода выходит только в двух местах: возле базы администрации города и около дома по ул. Каштанкина, 18. Эти места взяты на особый контроль, здесь ведется откачка влаги, планируется оборудовать дренажный канал, куда вода будет уходить, и косогор будет устойчивый.

– Сейчас уже обсуждаются варианты восстановления дороги на «грузовой восьмерке». Хотелось бы узнать Ваше профессиональное мнение как заслуженного строителя России: какой вариант предпочтительнее, на Ваш взгляд?

– Вот сейчас у меня на руках документ, выданный Федеральным агентством научных организаций – «Научно-технический отчет». Здесь изложен анализ ситуации с причинами возникновения и активизации оползня. Даны конкретные рекомендации и предложения по ликвидации чрезвычайной ситуации на спуске Степана Разина. Конечно, дорогу надо срочно восстанавливать, и желательно сделать эстакаду, но она дорогая… Мы рассматриваем и другие варианты. Причем уже есть предложения, над их подготовкой работают шесть институтов из других городов, мы в Ульяновске тоже готовим свои решения. В любом случае, этим должны заниматься специалисты, и они есть – тот же «Гипрокоммунстрой», который все время работает с Ульяновском, «Гипроречтранс», который проектировал Речпорт, «Гипротранспуть» из Санкт-Петербурга и так далее. Я также привлек и наших специалистов к работе, например, многим известного специалиста по гидротехническим сооружениям Анатолия Александровича Голубкова. Он дает свои предложения. Но я бы сейчас в качестве неотложных мер предложил временно сделать подпорную стенку и, отсыпав откос, восстановить движение хотя бы легкового транспорта. Однако решение будет не мной приниматься, а коллегиально, с обсуждением и рассмотрением различных вариантов.

– Когда мы получим это решение, на какой стадии идет работа?

– Многое зависит от финансирования. Если бы мы имели эти миллиарды, которые необходимы на берегоукрепление и ликвидацию последствий оползня! Но их нет, а если и дадут, то не сразу. Пока рассматривается вопрос о восстановлении дороги. Уже приступили к работе геологи из питерского института, которые в течение месяца будут проводить изыскания. И это большая работа, там только скважин около 50 предстоит пробурить вдоль всего склона, чтобы взять пробы. Надо понять, что произошло: сполз техногенный грунт или все-таки глина из основания оврага? Это займет время. Еще раз подчеркну: принимать решение надо не впопыхах или в угоду каким-то непонятным интересам, а на основе научных оценок и анализа ситуации, сделанных специалистами своего дела. Поэтому давайте сначала подождем результатов обследования склона, тогда и будет понятно, что и как делать.

Беседовал Алексей Николаев.