После повышения стоимости проезда в электротранспорте и в муниципальных автобусах в конце прошлого года ульяновцы ждут, когда вырастет цена и на использование маршруток.
Тем более что перевозчиков подначивает на это федеральное законодательство и решения горадминистрации. Согласно им, с нового года обслуживающие большинство маршрутов общественного транспорта в Ульяновске операторы могут сами решать, сколько брать с пассажира на проезд. Как поведет себя городской общественный транспорт в новых условиях?

Напомним, в Ульяновске в конце 2016 года стоимость проезда в электротранспорте выросла с 14 до 17 рублей. Также повысилась цена билета в муниципальных автобусах. Ее подняли с 15 до 17 рублей. Вслед за этими изменениями ульяновцы обреченно стали ждать роста стоимости проезда и в маршрутках. Но отвечающий за регулирование тарифов на проезд в общественном транспорте областной департамент цен и тарифов никаких решений по этому вопросу не принимал. А к концу года выяснилось, что спрашивать у чиновников о стоимости проезда в ульяновских маршрутках смысла уже нет – теперь они за этот вопрос не отвечают.

29 декабря 2016 года городская администрация приняла документ планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на территории города на 2016-2020 годы. Документ был разработан во исполнение 220 Федерального закона, в котором еще в 2015 году было заявлено о создании новой системы обслуживания населения общественным транспортом.

Главное ее новшество состоит в том, что органам власти позволено было оставить вопрос формирования стоимости проезда в общественном транспорте на усмотрение перевозчиков. Существующие в пределах муниципального образования маршруты, согласно Закону, должны были разделиться на два вида: работающие по регулируемым тарифам и по нерегулируемым. Стоимость проезда в первых, как и прежде, должны устанавливать региональные власти. Городское же руководство обязано компенсировать обслуживающим их организациям часть этой стоимости. Стоимость проезда во вторых перевозчики получили право устанавливать сами.

По словам руководителя ульяновского объединения перевозчиков “Транспортный альянс” Виктора Сидоренко, 220-й Закон – это “эпохальное решение”. Как отмечает Сидоренко, до этого момента тарифы устанавливались властями “в режиме социального популизма” с привязкой к средней зарплате по региону и без учета реальной ситуации на рынке транспортного обслуживания населения.

Решение для Ульяновска и вправду может стать эпохальным. Ведь, согласно утвержденным в горадминистрации документам, сразу 77 действующих круглый год в городе маршрутов и еще 10 сезонных были отнесены к обслуживаемым по нерегулируемым тарифам. Большинство из них уже имеют право назначать свою цену на презд, часть получат его чуть позже. По регулируемым тарифам должны продолжать ездить трамваи и троллейбусы и семь автобусных маршрутов: номер 20, 30э, 31, 41, 66, 95 и сезонный 13с, то есть даже не все, обслуживаемые ПАТП-1.

Такое массовое освобождение от утверждаемых органами власти тарифов в горадминистрации объясняют нехваткой в бюджете средств на компенсации перевозок по регулируемым тарифам. “Принцип распределения маршрутов по видам перевозок, по регулируемым и нерегулируемым тарифам, основывался на финансовых возможностях городского бюджета. В связи с острым дефицитом бюджета перевести все городским маршруты на регулируемые тарифы невозможно”, – объяснили нам в управлении дорожного хозяйства администрации города. Сейчас в городском бюджете заложено 191,9 миллиона рублей для обеспечения функционирования маршрутов по регулируемым тарифам. 181,9 миллиона пойдут на электротранспорт, еще 10 миллионов – на автобусы большой вместимости.

В условиях, когда перевозчики остались без привычной тарифной указки сверху, говорит Виктор Сидоренко, есть опасность скатиться в две крайние ситуации. Перевозчики могут долгое время не поднимать тарифы, боясь негативной реакции населения. Но это приведет к износу автомобильного парка, нерегулярному выходу на маршруты отработывающих свой срок машин и другим проблемам. Или же, наоборот, окрыленные новыми возможностями, коммерсанты могут вздернуть стоимость проезда, что оттолкнет от них пассажиров.

Но, по словам Сидоренко, ульяновский бизнес все же способен объективно оценить ситуацию в городе. В ближайшее время он не рискнет воспользоваться предоставленной ему возможностью повышать цены на проезд. Вопрос этот просматривается, но “на далеком горизонте”.

В горадминистрации также говорят о том, что пока ждать роста стоимости использования маршруток ульяновцам не стоит. Со всеми перевозчиками город подписал соглашение, согласно которому муниципальные чиновники должны включаться в процесс формирования новых тарифов. “Тарифная политика в сфере перевозок будет вестись обоснованно, с учетом анализа финансово-экономической деятельности перевозчиков, мониторинга роста цен на товары и услуги, уровня текущей и плановой инфляции, уровня средней заработной платы по региону и так далее”, – отмечают в управлении дорожного хозяйства.

Кроме того, город продолжить осуществлять контроль за качеством пассажирских перевозок. Чтобы сделать использование общественного транспорта более удобным, запущен проект “Где мой автобус?”. Это страница в сети интернет bus173.ru, на которой можно отслеживать передвижение автобусов, электротранспорта и маршруток. Все частные перевозчики должны подключиться к проекту в начале второго полугодия 2017 года.

Также заключенное с перевозчиками соглашение говорит об обновлении и укрупнении подвижного состава. К 2021 году число “ГАЗелей” на городских маршрутах должно уменьшиться с 850 до 180 единиц. На замену им ждут 653 автомобиля с минимум 18 посадочными местами. При этом минимум 80 процентов используемого транспорта должно принадлежать перевозчикам, а не браться в аренду. С 2017 года средний возраст работающего на маршрутах транспорта должен снизиться с 7,5 до пяти лет. Помимо этого, соглашение говорит об участии частных перевозчиков в системе безналичной оплаты проезда, о поэтапном повышении заработной платы водителей, об использовании спутниковой системы ГЛОНАСС или GPS.

Пользующиеся общественным транспортом ульяновцы безусловно поддерживают обновление автопарка и появление большего числа удобных автобусов вместо тесных маршруток. Но, по оценкам Сидоренко, пока у ульяновского пассажира “короткое мышление”. Об удобных автобусах он мечтает дважды в день, когда едет на работу и обратно. А разговоры о росте тарифов, который, по оценкам бизнеса, для дальнейшего обновления автопарка необходим, вызывают у населения отторжение, а не понимание. Представитель перевозчиков рассчитывает, что в течение 2-3 лет горожане все же увидят прямую связь между стоимостью проезда и качеством их обслуживания. Способствовать этому должна разъяснительная работа, которой в ближайшее время планируют заняться перевозчики.

Лидия Пехтерева