В связи с внедрением нового государственного образовательного стандарта уже через два года в нашей стране появятся экспериментальные школы, где ученики сами будут выбирать, какие предметы изучать углубленно, а какие – так, «для галочки». К 2020 году новую систему обучения, которую заслуженные педагоги называют «разрушительной», а чиновники -«инновационной», планируют ввести во всех школах России. 21 января 2010 года на церемонии открытия Года учителя в России Президент Дмитрий Медведев объявил о подписании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: – Смысл этого проекта, – заявил президент, – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. В течение года Институтом стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования) разрабатывался новый образовательный стандарт. В итоге в 2011 году глава правительства Владимир Путин, увидев то, что «напроектировали» стратегические умы института, не скрывая недоумения, заявил, что эксперты минобра «перестарались». Причиной такой реакции стал перечень обязательных предметов. Для учеников старших классов их предлагается оставить всего четыре – физкультуру, ОБЖ, курс «Россия в мире» и некий «индивидуальный проект». Не правда ли, складывается впечатление, что вместо точных наук на первое место в нашем государстве вышла самооборона?.. Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поспешил заверить премьер-министра, что это лишь первоначальный проект нового стандарта. И что обязательных предметов в школе будет не меньше десяти. И даже если ученик выберет гуманитарное направление, то математику, которую новый стандарт относит к предметам по выбору, всё-таки будут преподавать, но в меньшем объёме. От таких объяснений вопросов к новому образовательному стандарту у школьников, родителей и общественности не убавилось. Разберём несколько самых острых. Патриотизм вместо знаний, или Кому нужны глупые патриоты Во-первых, люди беспокоятся, что предметы, не входящие в перечень обязательных, станут платными. В проекте о платных услугах нет ни слова. Однако, можно предположить, что, получив 8 школе лишь минимум знаний, школьникам неизбежно придётся обращаться к репетиторам, то есть траты будут. Во-вторых, авторы стандарта предлагают утверждать на федеральном уровне только 40% содержания образовательных программ. Остальные 60% каждая школа может диктовать самостоятельно. Получается, что старшеклассник, переходя из одной школы в другую из-за переезда в другую область, город или даже просто на другую улицу, фактачески будет попадать в совершенно иное образовательное пространство, где программа обучения может в корне отличаться от предыдущей. Для чего это делается – не ясно. Но ясно одно – у детей от этого интерес к учёбе не возрастёт! Больше всего от такой государственной политики пострадают дети военных, которые часто переезжают с места на место вслед за родителями. По мнению министра Фурсенко, фамилия которого для школьников и их родителей в последнее время стала чуть ли не ругательным словом, «вопросы модернизации образования затрагивают интересы каждой семьи, поэтому формат общественного обсуждения крайне важен для учёта интересов общества». Какого общественного обсуждения он ждёт – не понятно. Ведь разобраться в витиеватых формулировках закона сложно даже опытному юристу и педагогу. Вот только некоторые из них: предметы «индивидуальный проект» и «академическая мобильность», уровни предметов – «профильный», «базовый», «интегрированный»… Не зря говорят, в мутной воде рыбу ловить проще-Так вот, родителям и школьникам, не успевшим ещё отойти от ЕГЭ, словно сдавая экзамен на стойкость, теперь придётся расшифровывать для себя и новый образовательный стандарт. Для чего это делается? О своей точке зрения нам рассказала бывший директор средней школы №7, Почётный гражданин города Ульяновска Нина Васильевна Пономарёва. Несмотря на свой почтенный возраст (уже много лет она на пенсии), Нина Васильевна отстаивала прошлым летом седьмую школу вместе в голодающими учителями, постоянно была с ними на связи и смело высказывала свою позицию по вопросу оптимизации школ. – С этими реформами грядёт окончательное разрушение школы -последнего оплота нашей культуры. Мы гордимся тем, что раньше давали прочные знания языка. Сейчас дети не умеют говорить по-русски, связать двух слов. Кроме того, чтобы человек был гражданином, он должен знать историю Родины, но кому-то, видимо, нужна серая, управляемая масса, – считает Нина Васильевна. Большой ошибкой педагог со стажем называет заключённый в новом стандарте подход, по которому ученики сами могут выбирать предметы для изучения: -Нам говорят о введении обязательной физкультуры, а кто будет развивать в наших детях культуру? Ученику предлагается самому выбирать специальности -это неправильно. Получается: зачем знать географию – кучер Епифан отвезёт куда угодно? Под предлогом того, чтобы разгрузить школьников, в них убивают культуру! А это страшно… Материалы комментируем в нашем телеграм-канале
|
|
|
Последний гвоздь в крышку гроба советской школы
Министр Фурсенко объяснил депутатам, что такое новый учебный стандарт
Плох или хорош новый образовательный стандарт, к добру или к худу вся школьная реформа, ведущаяся с начала нулевых – ясно одно: советской школы больше нет, и возврат вряд ли возможен. Мир в его самой, казалось бы, незыблемой части меняется самым коренным образом.
Эту мысль в очередной раз подчеркнул министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, выступавший во вторник, 9 февраля на заседании Госдумы. Хотя основная часть выступления министра была связана с достижениями ведомства за последние годы и масштабными планами на обозримое будущее, вопросы депутатов касались, прежде всего, самой скандальной темы – уже упомянутых образовательных стандартов, прежде всего, для старшей школы.
Напомним: речь идет о законодательном закреплении «профильности» образования в последних трех классах школы. Это означает, что безусловно обязательными для всех учеников в школах останутся уроки физкультуры, ОБЖ, уроки гражданской инициации под названием «Россия в мире» — а остальные предметы ученики будут выбирать индивидуально. Часть предметов можно будет изучать на углубленном – профильном – уровне, часть на базовом, а часть вовсе не изучать. Зато отдельный акцент будет сделан, по уверениям авторов стандарта, на внеклассной работе, в том числе конференциях, экскурсиях и даже военно-поисковой работе.
С точки зрения многочисленных противников нового стандарта, новый принцип формирования учебной программы в старших классах лишит образование универсальности, а если говорить прямо – то сузит список изучаемых по стандарту предметов. Отметим, что образовательный стандарт – это как раз тот документ, который определяет объем государственного заказа на образование, а значит, именно по нему будут финансировать школы в рамках принципа «деньги следуют за учеником». С 1 марта нынешнего года этот принцип полностью вступает в силу, закрепленный в законе №83 о реформе финансирования бюджетных учреждений.
На вопросы депутатов, которые в своих репликах изложили все вышеуказанные претензии к проекту стандарта, Андрей Фурсенко находил достаточно убедительные ответы. Так, он признал и несколько раз подчеркнул, что в основной школе («восьмилетке») должны в полном объеме даваться именно универсальные, базовые знания. То есть – основная часть школьной программы должна преподаваться именно до 8 класса включительно. И пока эта основная школа с ее образовательными стандартами не будет успешно реформирована, переходить к новому стандарту для старших классов не следует. Сроки полного завершения школьной реформы министр видит такими: начало в 2013 году, окончание в 2020-м.
Что касается продолжающегося в рамках школьной реформы укрупнения школ – то есть закрытия малокомплектных учебных заведений – то Фурсенко подтвердил, что с его точки зрения это оптимальный выход. Школы на 5–7 человек, а таких у нас в стране больше 1000, не могут дать полноценное образование детям, подчеркнул Фурсенко, а значит, их надо укрупнять. «Приоритет должен быть отдан интересам детей, а не сохранению юридического лица», — заметил чиновник.
Отметим, что далеко не все присутствовавшие на встрече депутаты остались удовлетворены пояснениями министра. Так, заместитель председателя комитета ГД по образованию Олег Смолин (КПРФ) полагает, что позиция Минобра несостоятельна:
«СП»: — Вы согласны с теми пояснениями, которые дал депутатам Андрей Фурсенко?
– Во-первых, по определению, если об этом говорить, большинство ребят определяются с выбором профессии в последнем классе. Я наблюдаю ребят вживую и знаю, как это происходит. Заставить их сделать выбор в 9 классе – это повысить вероятность ошибки в разы, а то и на порядок. Но дело не в этом. Дело в том, что на будущем вузе, будущей специальности свет клином не сошелся. А так называемый выбор учебных предметов, за которые ратуют Фурсенко и Александр Кондаков (автор новой учебной программы — СП), оборачивается ограничением права на образование.
«СП»: — Как именно?
– Согласно проекту стандарта, помимо пресловутых ОБЖ, физкультуры и «Россия в мире», придется выбирать по одному, максимум 2 предмета из каждой образовательной области. Причем, скорее всего, по одному предмету. Например, образовательная область состоит из предметов: русский язык, русская литература, родной язык, родная литература. Выбирай одно, максимум два. Это значит, что можно совершенно спокойно в старших классах не изучать русской литературы. А ведь это самое мощное средство нравственного воспитания, которое можно себе представить.
Еще пример: образовательная область включает в себя обществознание, историю, географию, экономику, право. Можно выбрать один предмет – например, географию – и не изучать при этом ни историю, ни обществознание. Если хочешь полноценное обществоведческое образование, то за другие предметы придется платить!
Образовательная область – естествознание: физика, химия, биология, экология. Один предмет учишь бесплатно, максимум два – это если в другой области отказался от предмета. За остальное платишь.
Всё это означает, что наши ученые уже никогда не смогут сделать открытия на стыке наук. В биофизике, в биохимии, в физической химии и так далее. То, что якобы чиновники идут навстречу ученикам и обеспечивают право выбора – это всё пустой шум! Они ограничивают право на полноценное качественное образование.
«СП»: — Зачем, по-вашему, это делается?
– Одна из очевидных причин – экономическая. Дело в том, что параллельно принят закон ФЗ-83 о финансировании бюджетных и казенных учреждений. Он предусматривает массовую коммерциализацию образования. Соответственно, бюджет 2012-13 годов предполагает фактическое снижение расходов на образование. Ведь рост финансирования школ на 1% при инфляции в 8–9% — это просто смешно!
Экономическая причина простая: превратить образование в средство зарабатывания денег и разгрузить бюджет.
Кстати, последствия тоже понятны: дальнейший рост неравенства образовательных возможностей.
«СП»: — Что скажете по поводу продолжающегося закрытия малокомплектных школ? Это продолжение старой политики?
– Хочу заметить, что в течение «лихих» 90-х годов количество школ в России сократилось примерно на 1000, несмотря на то, что был тяжелейший экономический кризис. И несмотря на то, что уже тогда началась демографическая яма. А в 2000-х годах количество школ сократилось на 19 тысяч.
Разговоры о том, что в школе, где всего 5–7 учеников, невозможно дать качественное образование, не выдерживают никакой критики. В США есть специальный опыт так называемых «однокомнатных» школ. Так вот, ученые говорят, что за счет взаимного обучения, за счет индивидуального подхода, за счет тесного общения между учениками – качество образования в такой школе получается даже выше, чем в большой.
Поэтому что за этим стоит? Только желание сэкономить деньги на школе, ничего больше.
Стоит отметить, что несмотря на свой уже почти официальный статус, новый стандарт для старшей школы составлен порой весьма небрежно – это отмечают даже сами его разработчики. Так, во время дискуссии с оппонентами стандарта его титульный автор, директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков, признал, что в тексте стандарта предметы «русский язык» и «русская литература» ошибочно названы разными дисциплинами. Оказывается, их планируют объединить в синкретический предмет под условным названием «словесность» — об этом в тексте стандарта указано не было. Подобных ошибок в стандарте имеется еще множество.
При этом необходимость школьной реформы не оспаривает, пожалуй, никто из экспертов. Дело в том, что фактически отход от классической, восходящей к прусской системе, советской школы начался еще в 1980-е годы. Стенды с заголовками «Школьную реформу – в жизнь» появились в учебных заведениях в 1986-87 учебном году. Правда, до 1991 года успели внедрить лишь формальную 11-классную систему: до самого начала 2000-х годов школьники после 3 класса шли сразу в 5-й. Зато предметная система сохранялась практически в неприкосновенности до путинских времен.
Перемены наступили в середине 2000-х годов, когда после краткого экспериментального периода страна перешла на единые госэкзамены (ЕГЭ). Эти экзамены, наряду с реформой вузовской сферы в сторону системы «бакалавр – магистр», вызвали ожесточенные протесты педагогов, но так и не стали предметом массового общественного протеста. Между тем, как уверяют вузовские преподаватели, уровень знаний студентов-первокурсников после введения ЕГЭ заметно снизился.
Таким образом, современная средняя школа в России является довольно уродливым гибридом современных западных технологий (ЕГЭ, новаторские методики в начальной школе) и консервативных методик в средней и старшей школе. Такое положение не слишком естественно.
Адепты дальнейшей модернизации школы утверждают, что возврат к проверенной «советской» системе невозможен и не имеет смысла, поскольку в нынешнем мире ребенку нужны не столько знания как таковые, сколько компетенции. Как пояснила «СП» директор института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина, в состав ключевых компетенций входят навыки социализации, самопрезентации, работы с людьми – все те социальные технологии, в которых советские и российские люди традиционно отстают от коллег с Запада. Знания легко можно пополнить при помощи справочников, а вот подобные навыки ничем не заменишь.
Возможно, это и так; однако пока что большинство учителей и родителей в России, похоже, предпочли бы навести порядок в средней школе по консервативному образцу, предоставив ученикам «золотой советский стандарт» знаний о мире. Этот стандарт, действительно, внушает уважение: советским школьникам времен Брежнева пытались изложить основы многих фундаментальных наук, в том числе выпавших из нынешних стандартов: астрономии, генетики. Преподавались всем без исключения и основы высшей математики. Правда, стоит вспомнить, что в 1970-е и 80-е годы, а тем более после распада СССР, соблюдение многих пунктов программы было уже формальностью.
Тем не менее, вместо возрождения традиционной школы, под которую «заточены» и педагоги, и родители – правительство все-таки гнет свою линию на модернизацию школы – исход которой, в общем-то, непредсказуем. И единственный разумный довод, который может объяснить такую политику – это, действительно, желание правительства сэкономить на всеобщем среднем образовании.
Тырса the доктор
Нашему правительству, а главное их деткам, которые щас учатся за кордоном, нужны необразованные рабы, которыми легко будет управлять. Которые, как свиньи не смогут поднять голову, а будут только жрать, т…ся, ходить на работу и потреблять. В нужное время поставить крестик в бюллетне и перекреститься.
старый
В 1945 году руководитель политической раз¬ведки США в Европе, будущий директор ЦРУ США (1953— 1961 гг.) Аллен Даллес писал: «Посеяв в России хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем сво¬их единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого не¬покоренного на земле народа; окончательного, необратимо-го угасания его самосознания.
Из литературы и искусства, например, мы, вытравим их со¬циальную сущность. Отучим художников, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, ко¬торые происходят в глубине народных масс. Литература, теат¬ры, кино — все будет изображать, и прославлять самые низмен¬ные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать, и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякую безнравственность.
В управлении государством мы создадим хаос, неразбери¬ху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способ¬ствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в доб¬родетель. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут, нужны, превратятся в пережиток прошло¬го. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркома¬нию, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, — все это мы будем ловко и незаметно культивировать. И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратив в посмешище. Найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества»
С фурсенкостандартами
все ясно – программа оглупления страны.
Надо поддерживать и запускать собственные программы бесплатного дообразования. Хоть вживую, хоть по сетям, как угодно, только охватить всех ребятишек. Иначе полные кранты.
ПУТИНУ – НЕТ!
Я давно уже говорил, что оба Фурсенко – это засланные казачки. Один добивает наше ОБРАЗОВАНИЕ, другой – все что осталось от футбола (один только переход на сезон осень-зима чего стоит).
ПУТИН-…! А ВСЕ КТО ЕГО ОКРУЖАЮТ ЕЩЕ БОЛЬШИЕ …!
Люди типа Путина боятся окружать себя умными людьми, потому что на фоне умных людей слава дебилов меркнет (пример Ходорковского)!
Если в 2012 году мы выберем одного из двух КАРЛИКОВ, то стране будет полный КРАХ в ближайшие годы. Будут приняты самые непопулярные законы, например повышение пенсионного возраста или увеличение налогов.
Не надо быть провидцем, чтобы понимать это!
НАША СУДЬБА В НАШИ РУКАХ!
Это вы зря
ОНИ – не дебилы, они знают, что знают и для чего делают. Америкосы, ЕС, Китай, Япония могут спокойно ждать, когда прийти и разделить эту территорию с ее третью мировых запасов всех сырьевых ресурсов планеты. Госпожа Олбрайт не зря в свое время сказала о необходимости контроля Западом Сибири.
???????
А кто-нибудь из ульяновских чиновников подписал Открытое письмо Путину и Медведеву, которое направлено против принятия Стандарта? Или промолчали?
Неугомонный Дед Соколов
"…где ученики сами будут выбирать, какие предметы изучать углубленно, а какие – так, «для галочки»… "
А их чадолюбивые мамочки будут выбирать оценки, которые должно выставить их чадушке. Колы и двойки – НЕЛЬЗЯ! Тройки – пусть их получают дети из небогатых (читай – нищих) семей! Четвёрку – ну это мы ещё учителю можем простить. Что осталось…?
пфф
Вчера отдали на доработку это безобразие. Буду т принимать позже с учетом советов родителей и педагогов. Правда в исправления верится с бааальшим трудом. На физиономии же министера прямо написано – обижали меня в школе, дык я вашим детям и внукам такую какашку подсуну – не отмоетесь никогда, потому что знать не будете, что такое мыло и вода.
Не верю!
Говорили Фурсенко с Путиным вроде того что не здорово одну физ-ру делать основным предметом, не все прониклись важностью одной физ-ры, надо бы еще пару предметов накинуть, чтоб были довольны. Это вместо полноценного среднего образования? По Конституции которое положено. Да это глум и издевательство!
Богатый родитель
Нельзя такой стандарт узаконивать. Я стал богатым, потому что получил знания в советской школе, причём в простой. Если хотите, чтобы ваш ребёнок вырос настоящим человеком и имел действительно знания, отдайте его учиться в простую школу, в которой ему без помпы, подтасовок и прочего дадут знания. В элитных школах не только родители требуют оценок, там сами учителя стараются удержать престиж школы хорошими оценками, а дети из элитных школах повышают уровень знаний благодаря репетиторам из других школ, не элитных.