В связи с внедрением нового государственного образовательного стандарта уже через два года в нашей стране появятся экспериментальные школы, где ученики сами будут выбирать, какие предметы изучать углубленно, а какие – так, «для галочки». К 2020 году новую систему обучения, которую заслуженные педагоги называют «разрушительной», а чиновники -«инновационной», планируют ввести во всех школах России.

21 января 2010 года на церемонии открытия Года учителя в России Президент Дмитрий Медведев объявил о подписании национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

– Смысл этого проекта, – заявил президент, – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны.

В течение года Институтом стратегических исследований в образовании (подразделение Российской академии образования) разрабатывался новый образовательный стандарт. В итоге в 2011 году глава правительства Владимир Путин, увидев то, что «напроектировали» стратегические умы института, не скрывая недоумения, заявил, что эксперты минобра «перестарались». Причиной такой реакции стал перечень обязательных предметов. Для учеников старших классов их предлагается оставить всего четыре – физкультуру, ОБЖ, курс «Россия в мире» и некий «индивидуальный проект». Не правда ли, складывается впечатление, что вместо точных наук на первое место в нашем государстве вышла самооборона?..

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поспешил заверить премьер-министра, что это лишь первоначальный проект нового стандарта. И что обязательных предметов в школе будет не меньше десяти. И даже если ученик выберет гуманитарное направление, то математику, которую новый стандарт относит к предметам по выбору, всё-таки будут преподавать, но в меньшем объёме. От таких объяснений вопросов к новому образовательному стандарту у школьников, родителей и общественности не убавилось. Разберём несколько самых острых.

Патриотизм вместо знаний, или Кому нужны глупые патриоты

Во-первых, люди беспокоятся, что предметы, не входящие в перечень обязательных, станут платными. В проекте о платных услугах нет ни слова. Однако, можно предположить, что, получив 8 школе лишь минимум знаний, школьникам неизбежно придётся обращаться к репетиторам, то есть траты будут.

Во-вторых, авторы стандарта предлагают утверждать на федеральном уровне только 40% содержания образовательных программ. Остальные 60% каждая школа может диктовать самостоятельно. Получается, что старшеклассник, переходя из одной школы в другую из-за переезда в другую область, город или даже просто на другую улицу, фактачески будет попадать в совершенно иное образовательное пространство, где программа обучения может в корне отличаться от предыдущей. Для чего это делается – не ясно. Но ясно одно – у детей от этого интерес к учёбе не возрастёт! Больше всего от такой государственной политики пострадают дети военных, которые часто переезжают с места на место вслед за родителями. По мнению министра Фурсенко, фамилия которого для школьников и их родителей в последнее время стала чуть ли не ругательным словом, «вопросы модернизации образования затрагивают интересы каждой семьи, поэтому формат общественного обсуждения крайне важен для учёта интересов общества». Какого общественного обсуждения он ждёт – не понятно. Ведь разобраться в витиеватых формулировках закона сложно даже опытному юристу и педагогу. Вот только некоторые из них: предметы «индивидуальный проект» и «академическая мобильность», уровни предметов – «профильный», «базовый», «интегрированный»… Не зря говорят, в мутной воде рыбу ловить проще-Так вот, родителям и школьникам, не успевшим ещё отойти от ЕГЭ, словно сдавая экзамен на стойкость, теперь придётся расшифровывать для себя и новый образовательный стандарт. Для чего это делается? О своей точке зрения нам рассказала бывший директор средней школы №7, Почётный гражданин города Ульяновска Нина Васильевна Пономарёва. Несмотря на свой почтенный возраст (уже много лет она на пенсии), Нина Васильевна отстаивала прошлым летом седьмую школу вместе в голодающими учителями, постоянно была с ними на связи и смело высказывала свою позицию по вопросу оптимизации школ.

– С этими реформами грядёт окончательное разрушение школы -последнего оплота нашей культуры. Мы гордимся тем, что раньше давали прочные знания языка. Сейчас дети не умеют говорить по-русски, связать двух слов. Кроме того, чтобы человек был гражданином, он должен знать историю Родины, но кому-то, видимо, нужна серая, управляемая масса, – считает Нина Васильевна. Большой ошибкой педагог со стажем называет заключённый в новом стандарте подход, по которому ученики сами могут выбирать предметы для изучения: -Нам говорят о введении обязательной физкультуры, а кто будет развивать в наших детях культуру? Ученику предлагается самому выбирать специальности -это неправильно. Получается: зачем знать географию – кучер Епифан отвезёт куда угодно? Под предлогом того, чтобы разгрузить школьников, в них убивают культуру! А это страшно…