Зачем нужны средства массовой информации? В первую очередь, чтобы информировать население о событиях. Это – по учебнику и по здравому смыслу. А если СМИ во имя кланового интереса намеренно замалчивает событие, которое в тот день объективно было общественно значимым? Значит, это СМИ намеренно отказывается от своей общественной роли, низводя себя до уровня корпоративной PR-конторы.

Главной новостью понедельника, 30 октября, стало заявление председателя Законодательного Собрания области Сергея Рябухина о его намерении баллотироваться на пост губернатора. Событие представляло повышенный общественный интерес: “вечно второй” Рябухин, “законодательное эхо” Юрия Горячева, заявляет претензии на самостоятельную роль в региональной политике и намерен перекроить предвыборную ситуацию в свою пользу. Сенсация! Все места за длинным столом в кабинете спикера ЗСО заняты репортерами. Но в выпусках новостей ГТРК “Волга” и ТРК “Репортер” главный сюжет – передача двух авиастаровских “ТУ-204” отечественным авиалиниям, потом еще что-то, что и не вспомнить. Рябухина нет и в помине. На следующий день в главной областной газете, учрежденной в том числе и Законодательным Собранием (!), о выдвижении Рябухина – три с половиной строки, затерявшихся в недрах большой статьи.

Оказывается, окружение Горячева запретило телевизионщикам освещать пресс-конференцию Рябухина. И в этом месте можно было бы долго рассуждать о мерзкой власти, которая осуществляет прямую цензуру СМИ, являющихся по закону свободными. Или о бесхребетных руководителях каналов, чьи телекамеры готовы со смаком панорамировать левую ноздрю губернатора, но отворачиваются от важного события, потому что оно не нравится хозяину ноздри (но не канала!).

Здесь уместнее напомнить Сергею Рябухину о том, что он стал жертвой бюджетной политики в отношении СМИ, которую проводило возглавляемое им Собрание с подачи тех самых мерзких цензоров в исполнительной власти, а значит, и жертвой собственной позиции.

“СК” недавно писал со ссылкой на проект “Общественная экспертиза”, что один из основных источников финансирования ульяновских СМИ – это областной бюджет (который принимал Рябухин и ЗСО). На СМИ в нем расходуется в среднем в два раза больше средств, чем в других регионах России. То есть это – бюджет пропаганды на фоне нищеты. В совокупном бюджете ульяновских СМИ дотации составляют 60 процентов, иначе говоря, на поведение СМИ влияет в основном не рынок, а позиция властей. И Рябухин вскоре почувствует (уже почувствовал) это на себе. Он должен быть готов к тому, что на него вскоре может обрушиться вся мощь дотируемых по его же решению СМИ. И в этом смысле независимые от власти СМИ гораздо безобиднее: они могут что-то нелицеприятно прокомментировать, но предать – не могут. Потому что предают только свои.