Редакция “СК” получила сообщение о том, что по “Авиастару” ходят не вполне обычные подписные листы в пользу главы администрации Заволжского района Владимира Булаева, который выдвигается на пост мэра Ульяновска. В этих листах уже заполнена графа с паспортными данными работников, которым остается только поставить подпись и дату. Поскольку подписные листы поступают в отделы почти в готовом виде, то легко предположить, что данные об избирателях были получены централизованно. А такие данные имеются в кадровой службе.

В городской избирательной комиссии корреспонденту “СК” пояснили, что сборщик подписей с согласия избирателей может своей рукой вписать паспортные данные, но когда должно быть получено это согласие – заранее или уже “по факту”, – закон умалчивает. В конце концов, избиратель имеет право отказаться ставить свою подпись, и тогда эта строка будет вычеркнута из подписного листа самим кандидатом.

Так что пока сбор подписей идет добровольно и не у окошка кассы, где выдают зарплату – вопросов не возникает. Другое дело, если подписи из работников начинают выбивать. Тогда будет достаточно одного заявления избирателя – и на предприятие приедет комиссия горизбиркома, которая рассмотрит жалобу. Если изложенные в ней факты подтвердятся, то кандидата могут снять с предвыборной гонки. Но для этого письменное заявление необходимо, иначе избирком бессилен помочь. В связи с этим люди, которые очень хотят услужить Булаеву, могут оказать ему медвежью услугу. Если, конечно, упомянутые подписные листы – не намеренная провокация против него.

Впрочем, использование служебного положения при сборе подписей – явление для Ульяновска обычное. “СК” уже писал о том, как в лечебных учреждениях областного подчинения врачей заставляли собирать подписи за Юрия Горячева. Спустя какое-то время врачей прогнали по второму кругу – уже с подписными листами за Юрия Тупикина (ему, судя по всему, уготована роль страховщика Горячева на тот случай, если соперники действующего губернатора вдруг согласованно сняли бы свои кандидатуры с целью сорвать выборы). Дополнительную нагрузку по сбору подписей получали и педагоги областных учебных заведений.

Об этической стороне этой обязаловки мы уже писали: врачи должны лечить, а учителя – учить, а не собирать подписи у больных или студентов, которые от них зависят. Обычно сборщики поневоле говорят подписантам поневоле: “Поставьте вы подпись, ради Бога, а проголосуете как хотите”. И это правильно.