Состоявшийся во вторник официальный визит полномочного представителя Президента в Приволжском федеральном округе Сергея Кириенко в Ульяновск имел кризисный характер. Как признался полпред в ходе общения с прессой, он сомневался, стоит ли ехать в Ульяновск накануне выборов. Но поскольку ситуация в региональной энергетике, по его словам, “дошла до точки”, то откладывать визит было нельзя.

Кириенко сказал, что состояние энергетики в Ульяновской области – худшее в федеральном округе (куда входят 15 регионов), при том что внешних причин для этого не существует: Ульяновск – не Крайний Север. Следовательно, кризис имеет “рукотворный” характер. Федеральных долгов за тепло перед областью нет, поэтому проблема порождена на месте.

Центральным событием в графике визита полпреда стало совещание в областной администрации, посвященное выходу из топливного кризиса. Кандидатов в губернаторы Кириенко попросил в обсуждении не участвовать, поэтому Юрий Горячев на нем отсутствовал. Кроме заместителей Горячева, руководства мэрии и коммунальных служб, энергетиков и газовиков, на совещании присутствовали первый заместитель Кириенко, бывший замминистра энергетики Сергей Новиков и заместитель председателя правления РАО “ЕЭС России” Михаил Абызов.

На совещании подробно были рассмотрены причины кризиса, а точнее, роста неплатежей за тепло и электроэнергию, которые его и вызвали. Долги “методично накапливались” в течение последних пяти лет, сказал Кириенко, в результате “мертвый” долг Ульяновска энергетикам составил около 2 млрд рублей. Полпред назвал источники этого долга.

1. Потери муниципальных перепродавцов энергии (около 130 млн рублей): население платит за коммунальные услуги, но до энергетиков эти деньги частично не доходят, потому что коммунальщики пускают их на свои неотложные нужды.

2. Тарифы на тепло- и электроэнергию, установленные региональной энергетической комиссией, не соответствуют себестоимости производства энергии.

“Если в Ульяновской области стандарт составляет 12-13 процентов от себестоимости – я не против, но определите точно, из какого бюджета вы покроете разницу, и впишите эту строчку в бюджет, – сказал Кириенко. – В противном случае получается круговой обман”. Сегодня в областном и городском бюджетах этой строки нет, а Москва может компенсировать только разницу, предусмотренную федеральным стандартом, который на сегодня составляет 70 процентов себестоимости энергии.

3. Нескомпенсированные льготы по оплате тепла и электроэнергии.

4. Огромные потери при транспортировке энергии. По данным энергетической комиссии, сегодня теряется 50 процентов тепла и 30 процентов электроэнергии. Состояние теплотрасс в Ульяновске накануне зимы Кириенко назвал “варварским”. “Такого безобразия я в стране давно не видел”, – заявил он, отнеся миллиард рублей из двухмиллиардной задолженности на счет физических потерь.

5. Проблема межбюджетных отношений. Половина доли федеральных трансфертов, предназначенная для дотации коммунальному хозяйству, должна отдаваться Ульяновску. Сегодня этого нет.

По итогам совещания был составлен протокол, где были расписаны обязательства энергетиков, областной администрации и мэрии Ульяновска, выполнение которых помогло бы снять ограничения на поставку населению тепла и горячей воды – хотя бы на период выборов. Положения этого протокола соответствуют причинам неплатежей и направлены на то, чтобы их устранить. Эти меры не решают проблему двухмиллиардного долга энергетикам, но помогут не допустить новых долгов. Стороны договорились:

Довести тариф на тепло и электроэнергию до себестоимости, снижая при этом саму себестоимость.

Относить льготы на бюджет соответствующего уровня, не перекладывая их на производителя услуг или на бюджет, не уполномоченный их компенсировать.

Взять ссуду в 70 млн рублей из федерального фонда сезонной заготовки топлива под гарантию обладминистрации.

“Юридически долг должна выплачивать администрация города, но поскольку трансферт городу не доплачивался, областная администрация будет участвовать в разрешении проблемы”, – пояснил Кириенко. При этом область берет на себя обязательство в следующем году отдать городу половину федерального трансферта в части поддержки жилищно-коммунального хозяйства.

Город должен немедленно передать функцию сбора средств за потребленную энергию ее производителям. Энергетики должны затем расплачиваться с “Газпромом” и поставщиками электроэнергии. Перепродавцы тоже получат свою долю за услуги. Предполагается, что их собственность в счет долгов может переходить производителям энергии.

Реализовать программу энергосбережения.

В случае срыва условий протокола Кириенко не исключил вмешательство государства. Если “Ульяновскэнерго” будет не в состоянии выполнить свои обязательства, то РАО ЕЭС будет рекомендовано ввести на предприятии внешнее финансовое управление. Государство же в случае необходимости может взять управление финансовой сферой Ульяновска и межбюджетными отношениями.

Вчера вечером протокол был подписан всеми сторонами. Представители мэрии, РАО ЕЭС, “Ульяновскэнерго” и сам Кириенко свои подписи поставили еще во вторник, а вчера это сделал губернатор Горячев.

Сергей ГОГИН.

Кроме того: Сергей Кириенко

– посетил сборочное производство “Авиастара”;

– по очереди встретился с губернатором Юрием Горячевым, председателем Законодательного Собрания области Сергеем Рябухиным и кандидатом в губернаторы генералом Владимиром Шамановым;

– побывал на УАЗе, где ознакомился с программой реорганизации автозавода, представленной первым заместителем генерального директора УАЗа Сергеем Эмдиным и гендиректором холдинга “Северсталь” Алексеем Мордашовым. По планам, к 2002 году УАЗ должен будет выпускать до 250 тысяч автомобилей в год. Кириенко приветствовал приход на УАЗ стратегического инвестора, который “не только не снижает объемы производства, но и, не прося у государства ни копейки, наращивает объемы”.