В конце 1999 – начале 2000 годов в Инзе произошла серия дерзких преступлений – разбойных нападений и убийств. Жертвами стали частные предприниматели и пожилые люди, торговавшие алкоголем. Нападения совершала преступная группа, вооруженная ножами и обрезом.
Совместными усилиями сотрудников уголовного розыска и прокуратуры под стражу взяли 10 человек, по версии следствия, совершивших более десятка преступлений. Возглавил группу бывший сотрудник Инзенского РОВД Олег С. Его сообщниками стали два выходца из Дагестана, студент УлГУ, 2 учащихся инзенских техникумов и даже учитель, преподававший в местной школе основы безопасности жизнедеятельности.
“Работала” группа по определенной схеме. Обычно на дело преступники ходили в масках “звеньями” по три человека и использовали хитрый маневр. Перепрыгнув через забор, прятались у входной двери в дом. Во дворе начинала лаять собака. На шум из дома выглядывали хозяева. Преступники врывались в дом, угрожая обрезом, связывали владельцев и начинали пытать, требуя отдать деньги.
Частного предпринимателя Отто и его жену, например, били гантелей, затем бросили их в погреб, завладев деньгами и ценностями на сумму 65 тысяч рублей. Другому бизнесмену дробили кости. Коммерсантку Валентину подвесили к потолку за ноги и кололи ножами, выпытывая, где спрятаны сбережения. Один из нападавших порывался убить ее. Но его подельник уговорил не делать этого: жертва не видела лиц преступников, спрятанных под масками. В соседней комнате в это время находился парализованный отец Валентины, но преступники его не заметили. Иначе бы наверняка убили обоих, полагают следователи. Ведь с некоторыми они именно так и поступали.
Одиноких 75-летних пенсионеров Евгению Т. и Ивана О., сестер Лидию и Елизавету 67 и 82-х лет преступники убили. Причем в домах Евгении и Ивана, чтобы уничтожить улики, нападавшие устроили взрывы. Рядом с трупами они клали газовые баллоны, открывали вентили и бросали горящие спички. Члены группы хотели убить и 74-летнюю Варвару Б. Ее начали душить шнуром. Но в этот момент в окнах соседнего дома зажегся свет. Преступники испугались, что их увидят. Один из них ткнул старушке нож в сердце, затем злодеи убежали. Но Варвара прожила еще несколько дней и скончалась в больнице, успев дать показания.
Во время налетов у преступников случались и проколы. В январе этого года преступники задумали ограбить фермеров. По обычаю, они спрятались за дверью дома. Хозяйка Валентина, услышав лай собаки, вышла на крыльцо с палкой в руках. Главарь группы наставил на женщину ружье и велел войти в помещение. Валентина ударила преступника палкой по руке и, захлопнув дверь, крикнула мужу: “Стреляй!”. Не ожидавшие отпора грабители ретировались.
В апреле у группы сорвалось нападение на бизнесмена в Карсуне. Его подкараулили возле дома, зная, что коммерсант гулял на свадьбе и вернется в подпитии. Едва он вошел к себе во двор, из-за дерева с обрезом показался преступник и ткнул ствол оружия в бок коммерсанту. Тот выбил обрез из рук “гостя” и крикнул: “Наших бьют!”. Трое сообщников убежали огородами и направились к автовокзалу, чтобы вернуться в Инзу. По пути они заметили на обочине легковушку и решили ею воспользоваться. Сидевшему за рулем водителю велели выйти. Тот повиновался и поспешил скрыться. К большому разочарованию напавших, ключ от авто владелец прихватил с собой. Пришлось им ехать автобусом.
Выйти на группу следствию удалось при расследовании убийства сестер-пенсионерок Лидии и Елизаветы, живших на отшибе в селе Алгусы Инзенского района. Преступники раздробили старушкам головы, а в их домиках переломали все, что можно. Оперативники установили, что незадолго до этого племянник потерпевших Николай знакомил их с неким Муслимом, интересовавшимся иконами. Муслим навестил старушек, посмотрел, какие у них образа, но покупать не стал. Николаю он заявил, что иконы не ценные. На что племянник сказал: “Бабули-то небедные, собираются купить дом”. Муслимом заинтересовались и постепенно собрали доказательства его причастности к преступлению. Сообщник Муслима по убийству старушек попался на том, что продавал в Инзе медаль, принадлежавшую одной из потерпевших. Постепенно ниточка от двоих обвиняемых потянулась к остальным членам группы, совершившей столько преступлений.