“Опасная зона. Вход запрещен”. Такие таблички сегодня висят на восемнадцати учебных кабинетах 33-й гимназии. Деревянные перекрытия здания, которому уже 46 лет, пришли в негодность. Аварийная ситуация – таков был вывод компетентной комиссии.
Школа на 890 мест, построенная в 1954 году в Засвияжье, казалась дворцом – кругом тогда теснились бараки. Только в сегодняшней ситуации, когда возникла необходимость вскрыть стены здания, выяснилось, что и в 50-е годы прочность постройки вызывала сомнение. Неслучайно под толстым слоем штукатурки стены оказались покрыты сетью металлических стяжек, о которых нет ни слова в технической документации здания.
И тем не менее звоночек-предупреждение прозвенел только в 1988 году. Это был первый день работы нового директора – Николай Михайлович Прокофьев принимал дела.
– В кабинет вбежали лаборантки с криками: “Потолок упал!”, – вспоминает директор гимназии. – Потолок не упал, но в кабинете математики большой кусок штукатурки, примерно семь квадратных метров, обрушился на задние парты и разбил их вдребезги. В это время шел урок. Счастье, что учительница за минуту до сокрушительного удара собрала детей вокруг своего стола. Никто не пострадал.
Затем начались восстановительные работы. Аварийные участки были отремонтированы, а наиболее опасные – покрыты бетоном. К 1 сентября школа начала действовать в полную силу.
Но в апреле 2000 года – новый тревожный сигнал. Учителя в нескольких классах одновременно почувствовали, как сильно резонируют полы. Выяснилось, что резонанс был спровоцирован проезжающим под окнами трамваем. Исследования специалистов подтвердили худшие опасения: участки здания, не отремонтированные в 1988 году, пришли в негодность. Все вернулось на круги своя: в гимназии – аварийная ситуация.
– Вообще этого следовало ожидать, – говорит Николай Михайлович Прокофьев. – За 12 лет деревянные перекрытия обветшали еще больше.
30 октября приказом отдела образования администрации Засвияжского района доступ учащихся на аварийные участки здания был запрещен. Сегодня 30 классов гимназии занимаются в 18 учебных кабинетах. В старом корпусе функционируют пять кабинетов – те, которые находятся под бетонным перекрытием 88-го года. Еще 13 кабинетов – в небольшом пристрое, возведенном в 1967 году для начальной школы.
Гимназия работает в две смены. Уже несколько месяцев как о былой роскоши здесь вспоминают о кабинетах химии, физики, лабораториях, учительской. Учителя с пробирками, экспонатами, наглядными пособиями в рекордные сроки (перемены по 5-10 минут) перемещаются из класса в класс, а иногда – из корпуса в корпус.
– Некоторые говорили мне, что не стоило идти на такие экстренные меры – “авось не рухнет”, – сказал директор гимназии. – Вскрытие полов показало, что часть балок абсолютно сгнила. Как можно сажать детей под гнилые перекрытия? Предпочитаю вариант 100-процентной безопасности. Безусловно, со мной солидарны и учителя, и родители.
2000-й год должен был войти в историю гимназии как юбилейный. Вошел как экстремальный.
10 лет назад 33-я школа стала школой-гимназией. Через пять лет – в 1995 году – среди школ-гимназий Ульяновска только она получила статус гимназии. 33-я оказалась во многих отношениях самобытной. Здесь родилась и реализовалась идея собственного детского сада, где с четырех лет готовят будущих гимназистов. Опыт работы классных наставников (вспомните классных дам царской гимназии), индивидуальные карты развития личности, система работы профильных групп с преподавателями университетов – все идеи воплощались в результате тесного сотрудничества с университетами Ульяновска.
А в 1997 году группа московских специалистов работала в гимназии в рамках подготовки конференции “Образование на рубеже XXI века”. Научно-методическим материалом остались довольны: на уровне, а во многом и выше, новаторских столичных школ. Экскурсия же по гимназии скорректировала впечатление: “Живете в каменном веке”.
– И они были правы, – говорит Николай Михайлович. – Уже в царской школе отходили от принципа работы: учитель – доска – мел. Например, у Керенского была великолепная физическая лаборатория. Видимо, еще долго в учебном процессе нам придется делать ставки на учителя и его энтузиазм.
Своим коллегам директор отдает должное и считает показательным, что среди 86 человек, работающих в гимназии, 19 – выпускники 33-й школы. В сегодняшней экстремальной ситуации, на его взгляд, важно сохранить 10-летние наработки коллектива, качество гимназического образования не должно пострадать. Для этого жизненно необходимо к 1 сентября будущего года войти в нормальный режим работы.
Казалось бы, сегодняшняя ситуация небезысходна. Подписано постановление мэра, по которому к 1 сентября 2001 восстановительный ремонт перекрытий старого здания гимназии завершится. А первое сентября 2002 года гимназия N33 должна встретить в новом здании. Старое, стены которого с 50-х годов затянуты в металлический корсет, значительно “утяжелится” за счет новых бетонных перекрытий. Очевидно, что оно и материально, и морально устарело. Решение мэра на общешкольном родительском собрании подтвердил его заместитель – Михаил Шканов. Уже с 1 января в гимназии надеются начать восстановительный ремонт. Оставшиеся 5 кабинетов в старом здании закроют. 13 классных комнат пристроя – вот вся территория, которая будет в распоряжении огромного коллектива. Условия существования ужесточатся. В такой ситуации промедление или малейшее отступление от шагов, намеченных властями, для гимназии может обернуться катастрофой.
А сегодня именинница празднует свой 10-летний юбилей. Правда, под чужой крышей. Будет грандиозный концерт (это в традициях 33-й), поздравления, гости – в этом коллектив не смог себе отказать. Хотя готовиться к празднику в нынешних условиях было непросто.
Накануне праздника дети писали сочинения о своей гимназии:
“Нашу школу можно сравнить со старушкой. У нее нет модной и красивой одежды, но она всегда чистая и аккуратная, в меру строгая и справедливая…”
“Я очень люблю свою гимназию, хочу, чтобы она была красивая и уютная. Но сейчас часть школы закрыта как аварийная зона…”
“Я хочу однажды войти в большую новую школу, в которой огромные коридоры, красивые лестницы, светлые классы, а еще – смешные и добрые учителя…”
Сумеют ли взрослые оправдать надежды детей?