По достоверным данным “СК”, в Ульяновск приехал на этой неделе некто Алексей Кошмаров, один из самых засекреченных пиарщиков России, снискавший себе славу мастера черных предвыборных технологий. Приглашен же он в наш город, как предполагают, группой поддержки Юрия Горячева. По крайней мере, замечен был в этой компании.

Явление Кошмарова можно считать знаковым событием, сигнализирующим, что дела горячевского штаба не ладятся. Возможно, именно поэтому в СМИ перестали приходить данные социологических опросов на тему кандидатских рейтингов. Нечем хвалиться.

Кошмаров “делал” в 1996 году Владимира Яковлева, то есть работал на него в его борьбе с Анатолием Собчаком. “До 1995 года мы никого не трогали, – рассказал недавно на пресс-конференции в столице сам Алексей Юрьевич. – Тихо-мирно отмывали слово “идеология”, оказывая консалтинговые услуги предпринимательским структурам. Они и предложили избрать губернатора Петербурга, назвали фамилию, показали фото”. Яковлев победил и назначил Кошмарова своим советником.

Но главным его делом остался предвыборный пиар, то есть промывка избирательских мозгов. Осенью 1996 года он работал на губернаторских выборах в Волгоградской области, “вел” Юрия Чехова. Правда, безуспешно. Победу одержал коммунист Николай Максюта.

Не удалась Кошмарову и кампания в Красноярске, где он обслуживал конкурента генерала Лебедя. Чего только против Лебедя не изобретали! Кошмарова считают, например, организатором антигенеральского “марша бомжей”. Ему же приписывают идею “Переписи свиней”. Это когда по селам Красноярского края колесили якобы “социологи из штаба Лебедя” и фиксировали излишки скота. Кошмарова считают и автором акции “фашисты за Лебедя”. Она состояла в организации рейдов псевдоагитаторов с нарукавными повязками, на которых был изображен черный лебедь, похожий на фашистскую свастику. Все ли это был Кошмаров или только часть, но Лебедю его соперник, действующий на тот момент губернатор, проиграл.

Несмотря на провалы, Алексей Кошмаров остается в цене, хотя сам он говорит, что “честно много не заработаешь”. “Честные” ставки на выборах исходят из расценок: 1 избиратель – 1 доллар. Плюс 50 процентов, если клиент является действующим губернатором. Для Ульяновской области цена предвыборной кампании, таким образом, должна равняться 1,5 млн долларов, или порядка 45 млн рублей. Пиар-конторе из этой суммы должно быть отстегнуто 10 процентов, или 4,5 млн.

“Черный Кошмар”, может быть, и не стоил бы так дорого, если бы в его активе не числилась кампания в ЗС Петербурга. В ряду ноу-хау тех выборов значатся партии-двойники, кандидаты-двойники (так, против Юрия Болдырева боролись аж два Юрия Болдырева), голосование за деньги, раздача якобы от имени кандидатов благотворительной помощи, наклеивание листовок за кандидатов-соперников на автомобили (несмываемым клеем) и так далее.

Многое из этого арсенала в Ульяновске в связи с цейтнотом уже неприменимо, но не все. По одной из версий, “басаевские угрозы” – в стиле Кошмарова, и могли быть подсказаны именно им. Идея опасная и циничная, но цинизм – профессиональная болезнь политтехнологов.

Господин Кошмаров – выходец из комсомольско-партийного актива. Ему 46 лет. Окончил факультет психологии МГУ. В 22 года был уже членом КПСС, а в 29 вошел в аппарат Комитета молодежных организаций СССР. С 1989-го по 1992-й год был заместителем его председателя. К эпохе перестройки он, как и многие его коллеги по так называемому молодежному движению, подошел с волчьей хваткой. Словом, если Кошмаров действительно взялся за кампанию Горячева, удивляться ульяновцам ничему не надо. Правил в сфере черного пиара не существует, особенно когда время до выборов исчисляется днями.