По приглашению Владимира Шаманова и Михаила Шканова Ульяновск посетил знаменитый кинорежиссер Никита Михалков.

Появление Никиты Михалкова в Ульяновске было обставлено с присущей артисту эффектностью. У трапа самолета троекратно поцеловался с давним другом генералом Владимиром Шамановым. Затем принял из рук наряженных казаков и казачек чарочку на сверкающем кинжале. Под казачью песню выпил водку, хлопнул чарку о симбирскую землю, поцеловал клинок и произнес: “Любо!”.

Позже на пресс-конференции Михалков сказал журналистам, что приехал, чтобы показать нашим зрителям свой блок-бастер “Сибирский цирюльник” перед тем, как этот фильм выйдет на телеэкраны. По словам Михалкова, это событие ожидается уже 1 января.

– Кино хочу показать, с людьми поговорить, давно я в Ульяновске не был, – обаятельно улыбнулся Никита Сергеевич. – Владимир Анатольевич Шаманов меня приглашал, но не складывалось. Знаю, что он выдвигается на пост губернатора. Если мое присутствие может ему как-нибудь помочь, буду рад. Хотя я никогда не пользовался ни именем своим, ни фильмами, чтобы поддержать кого-то, идущего во власть. Но, думая о себе как о гражданине России, считаю, что несу ответственность за все, что в ней происходит.

Таким образом Михалков ответил на вопрос о цели визита в наш город. Он сообщил, что с одинаковым уважением относится ко всем кандидатам, баллотирующимся на пост мэра и губернатора, хотя многих из них просто не знает. А с Шамановым у него много общих знакомых:

– Я благодарен судьбе за то, что в активе моих друзей есть такая личность: мощный, ответственный человек, который не боится называть вещи своими именами и отвечать за каждый шаг, поступок, слово.

Творческий вечер Никиты Михалкова проходил в ДК “Руслан” при полном аншлаге: народ заполнил все проходы от дверей до сцены.

– Жаль, что не имею возможности показать вам “Сибирского цирюльника” на большом экране с тем качеством звука, которое мы сделали, – сказал Михалков. – Но надеюсь, что уже в ближайшем будущем руководство губернии и города будет строить нормальные кинотеатры, современные и приспособленные для демонстрации фильмов, удобные для кинозрителей и для тех, кто кино снимает.

Режиссер сообщил, что хочет снимать продолжение фильма “Утомленные солнцем”. Картина будет о Великой Отечественной войне. Такая идея пришла к нему после того, как во Франции он посмотрел американскую картину “Спасти рядового Райена”:

– Тысяча двести французских кинозрителей выходили из кинотеатра вместе со мной. Они, утирая слезы, оставались в полной убежденности, что ту войну выиграли американцы. Это называется “идеология”. Мы знаем об Америке то, чего Америка хочет, чтобы мы про нее знали. Там есть и проститутки, и наркоманы, и вампиры. Но в конце концов приходит добрый дядя-полицейский. Он точно не погибнет, даже если упадет с 15-го этажа. Америка научилась заставлять других уважать себя. Чтобы сделали со мной кинокритики, если бы я снял фильм о том, как, например, маршал Жуков послал отряд, который, рискуя жизнью, спасает солдата Петрова, потому что его матушка в деревне осталась одна? Чтобы не прервался род Петровых, отряд возвращает матери сына! Меня бы за такой фильм съели с тем, что не едят. А американский “Рядовой Райен” именно об этом – и зрители проглатывают его с умилением.

Некоторые из записок, присланные Михалкову на творческом вечере, можно было бы оставить без комментариев: “Вы идеал мужчины. Ваши сегодняшние планы?”. Это послание артист под громкий хохот положил себе в карман, посетовав, что поклонница не подписалась.

Другая почитательница таланта Михалкова пробралась к сцене и публично призналась в любви к нему:

– Ну люблю я Вас! – за что была награждена артистически страстным поцелуем.

О том, как Михалков относится к принятию гимна на музыку Александрова и к другой российской символике, артист ответил:

– Не понимаю, почему устроили безумную, бессмысленную политическую свару. Кто-то говорит, что не будет вставать под гимн, звуки которого окрашены кровью репрессированных и расстрелянных. Забываем о том, что под эту мелодию был водружен флаг Победы над Рейхстагом, полетел в космос Гагарин. Она звучала в Большом театре, на Олимпийских играх. Многое, от чего отрекаться нельзя. Это все равно, что сказать 70-летним: “Вы бездарно прожили жизнь, сожалеем об этом, мир вашему праху”. Безбожно, бесперспективно. Сочетание трехцветного флага, двуглавого орла и гимна должно привести к единению российского народа, а не к расколу. Возмущаются не простые люди, а политики. Не скажет ведь доярка в селе Ивановка, что не пойдет доить корову, если гимн останется прежним. Замечательная музыка Глинки – не гимн, а патриотическая песня. Специалисты утверждают, что слова подобрать под эту мелодию трудно. Гимн – это гражданская молитва. Звучат в музыке Александрова такие ноты, которые заставляют поднимать мягкое место со стула? Звучат. Пятилетние дети забудут о том, что связано с этой мелодией у старших поколений.

– Как здоровье Вашего отца, Сергея Михалкова? – поинтересовался автор одной из записок.

– Ему 87 лет и, судя по тому, как он смотрит вслед молодым женщинам, думаю, что чувствует он себя хорошо.

В заключение Никита Михалков высказал уверенность, что это не последняя его встреча с ульяновцами:

– Позовете – приеду с удовольствием. Думаю, что избирательная кампания закончится, и новый губернатор пригласит меня.