Среди темных историй последнего десятилетия особое место занимает вселение младшего сына губернатора Сергея Горячева в бывший особняк Веры Васильевны Кашкадамовой, учительницы вождя мирового пролетариата и близкого друга семьи Ульяновых. Ее дом на улице Карюкина, 12 отнесен к памятникам истории и культуры и числится на балансе заповедника “Родина В.И.Ленина”. В 1929 году, во время приезда в Ульяновск, в нем останавливалась сестра основателя советского государства Анна Ильинична. Возможно, именно в ее покоях и обитает теперь губернаторский сын.

Миллиарды на ремонт

История этого дома всплыла три года назад в связи с возбужденным тогда уголовным делом. Проверялась законность расходования и списания госсредств на реставрацию “особняка Кашкадамовой”. Вложили в него немало. Объем выполненных работ составил, как писал в одной из справок директор заповедника Александр Зубов, 2 млрд 88 млн рублей. Сначала ремонтом занималась специализированная мастерская. Потом, в 1994 году, ее отстранили, передав объект тресту №2, который и превратил его в игрушку. А уголовное дело тихо умерло. Жильцом одной из квартир отреставрированного дома оказался Сергей Юрьевич Горячев. С женой и домочадцами.

Тесть

Не успел “СК” сообщить в сентябре 1997 года об этом знатном жильце, как в редакцию пришел иск от его папы. “Распространенные автором и газетой сведения, – писал губернатор, – о том, что “в означенном доме по ул.Карюкина, на ремонт которого было истрачено около 2 миллиардов рублей казенных денег, проживает сын губернатора”, не соответствуют действительности…”.

Но заботливого отца подвела на сей раз память. О месте проживания сына он рассказал невзначай в те же дни в одной из газет сам. “Младший пошел служить в милицию, – писал глава области. – Через ступеньки не прыгал… Наконец, дослужился до майора. Сейчас возглавляет одну из служб УВД… А живут у тестя”. Судебный процесс губернатора против “СК” на этом заглох, поскольку тесть Сергея Юрьевича, он же сват Юрия Фроловича, прописан, как выяснилось, в “доме Кашкадамовой”.

По мэрскому веленью

Трехкомнатная квартира в элитном особняке тестю губернаторского сына Евгению Григорьевичу Казанцеву досталась как в сказке. До этого он жил вдвоем с женой в двухкомнатной на Среднем Венце.

В начале 1996 года 49-летний Казанцев пишет заявление тогдашнему мэру Ульяновска Сергею Ермакову: “Прошу Вас рассмотреть вопрос о замене мне квартиры на 1 этаж в связи с болезнью сердца. Справку из больницы прилагаю”. Тут же пишется и второе заявление. Опять на имя Ермакова: “Прошу Вас при решении вопроса о замене квартиры нашей семье включить в ордер внучку Горячеву Дашу, которая фактически проживает с нами”. Ермаков ставит резолюцию: “Т.Шаломееву А.С.! Найдите вариант и решите”. Шаломеев, тогдашний начальник городского отдела по распределению жилья, решает быстро: “Утвердить 3-комнатную квартиру”. Казанцев получает ордер и прописывается в исторический дом. Общая площадь жилья – около 100 квадратных метров. Но на этом дело не закончилось, поскольку позже в нем обнаружились любопытные детали. Касались они законности прав гражданина Казанцева на улучшение жилищных условий.

В список не подпадает

До оформления инвалидности II группы сват губернатора работал в АО “Ульяновскмостострой”, где, видимо, и должен был решать вопрос с квартирой. Но профком АО дает в мае 1997 года официальную справку, что “в 1994-1996 годах никто не обращался с просьбой об улучшени жилищных условий бывшему работнику организации Казанцеву Евгению Григорьевичу”.

Отрицает свою причастность к этой операции и медицина. В июне того же, 1997-го, года от имени областной клинической больницы пишется следующее заключение: “В приложении №1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 28.03.83 г. №330 об утверждении списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади, сердечно-сосудистые заболевания отсутствуют”.

Чуть раньше аналогичный документ выпустил горздравотдел. “В список заболеваний, – говорится в нем, – дающих право на первоочередное получение жилой площади… гр.Казанцев Евгений Григорьевич не подпадает”.

То есть права не имел. Получив площадь в заповедном доме, Казанцев, согласно официальной версии, поселил у себя зятя. Но это, похоже, ложь, вернее, полуправда. Есть бумаги, свидетельствующие о том, что сам гражданин Казанцев в квартире на улице Карюкина не проживает. Он там только прописан, но живет в другом месте, куда по вызову приходилось не раз выезжать наряду милиции.

Примите меры

Так, в тот самый день, которым помечена просьба Казанцева “включить в ордер внучку Горячеву Дашу”, в Ленинский РОВД поступило заявление от его жены. “Прошу Вас, – писала она, – принять меры к моему мужу, Казанцеву Е.Г., который 8.01.96 г. около 20.00, будучи в пьяном виде, учинил дома скандал, выражался нецензурной бранью, словесно угрожал физической расправой”.

Это была не единственная мольба усмирить буйного инвалида. Милиция выезжала на место, забирала дебошира и увозила в отделение. Составлялись рапорты и протоколы, повторявшие друг друга. В памятный день 8 января 1996 года в рапорте, в частности, отмечалось, что задержанный “при следовании выражался нецензурной бранью в адрес работников милиции, угрожал словесно физической расправой, увольнением из ОВД, связями в администрации области…”.

Зная, на кого он намекает, Казанцева в милиции щадили, не обыскивали и ничего не изымали из карманов. И, разумеется, не трогали даже пальцем, несмотря на его угрозы в адрес сотрудников РОВД. Когда он приходил в себя, отправляли домой, на улицу, как сказано в милицейских документах, Бебеля, 16. Оттуда его забирали и позже, в 1997-м, например, году, и туда же отпускали. А в квартире на Карюкина, выделенной как бы инвалиду-сердечнику, сразу обосновался его молодой и цветущий зять Сергей Горячев.

Наследница Кашкадамовой

Но подлинной хозяйкой шикарных апартаментов, по которым ступала когда-то нога Анны Ильиничны Ульяновой, является внучка губернатора Дарья Сергеевна. Сейчас ей 10 лет. Она прописана на этих площадях, и ей они достанутся. Дедушку Казанцева милиция все время обнаруживает, как уже говорилось, в квартире на Бебеля. Отец Дарьи, Сергей Юрьевич, хоть и живет на Карюкина, но прописан у другого ее дедушки, в 180-метровой квартире на улице Матросова. Сам тот дедушка, Юрий Фролович, облюбовал бывшую обкомовскую дачу в Карлинской роще, где и обитает в полном доволе, располагая на сегодня вместе с женой, сыном и внучкой общей площадью, равной почти 400 квадратным метрам, что эквивалентно восьми двухкомнатным квартирам современного типа.

Тесть губернаторского сына теперь, наверное, жалеет, что четыре года назад поскромничал и не попросил сменить ему квартиру на Дом-музей Ленина. Ермаков не отказал бы. А если бы отказал, можно было пожаловаться свату. В общем, внучка Даша могла бы быть наследницей не какой-то там учительницы основателя советского государства, а его самого. Правда, шанс исправить оплошность у Казанцевых-Горячевых еще есть: сват хочет остаться губернатором, а Ермаков опять просится в мэры.