Чем ближе выборы, тем более очевидным становится тот факт, что большинство предвыборных действий кандидатов на индивидуально-властные посты (губернатора и мэра) строятся без серьезного учета психологических аспектов выборного процесса. Неспособность предвидеть психологические реакции различных слоев населения на те или иные свои предвыборные ходы и действия очень часто оборачивается для кандидатов утратами выборных перспектив. Многое из того, что мы сегодня наблюдаем в выборных кампаниях отдельных кандидатов, есть слепое следование рекомендациям политтехнологических брошюр, в избытке изданных в стране за последние годы. Читать у нас умеют все, а вот творчески применять прочитанное, как выясняется, научились пока немногие. В этом, видимо, и кроется причина того, что большинство образцов рекламно-пиаровской продукции, заполонившей в последнее время город, неубедительны, навязчивы, фальшивы, а в ряде случаев и откровенно непрофессиональны.

За примерами далеко ходить не надо. Констатация в обращении к избирателям кризисной ситуации в области одним из причастных к этому руководителей региона, а ныне кандидата на должность губернатора, как-то не вяжется с его безудержной радостью на предвыборных плакатах, вызывая у избирателей вполне определенные эмоции и соответствующее отношение. Более того, вспомните: разглядывая рекламный плакат сияющего радостью человека в белой рубашке на фоне заснеженного коченеющего города, разве не ловили вы себя на мысли о присутствии во всем этом элементов некоего несоответствия и несуразности.

Ну а другому претенденту на губернаторский пост, похоже, придется пожинать плоды своего предыдущего, крайне нерационального информационного поведения. Сделав в свое время ставку на электронные средства массовой информации и добившись определенного успеха, в последующем открыто игнорируя такие основополагающие в работе с телевидением принципы, как уместность, дозированность и информационность, он переступил ту грань, после которой у телезрителя последовала стойкая реакция отторжения.

Не избежала ошибок и команда еще одного ключевого участника губернаторской предвыборной гонки. Непродуманным и неудачным пиаровским ходом следует признать обращение этого кандидата к жителям области с просьбой о помощи и защите от клеветников.

Масса просчетов и ошибок допускается и претендентами на должность мэра. Обращает на себя внимание невысокое качество их печатной рекламной продукции. Весьма часто она выполнена непрофессионально и либо не несет вообще никакой смысловой информации, либо, напротив, чрезмерно перегружена ею. Некоторым кандидатам явно не хватает места в рекламных буклетах для перечисления всех их достоинств, после прочтения которых избиратель поневоле задается вопросом: “Почему он до сих пор не в Кремле? Почему не рядом с Путиным, а всего лишь борется за кресло мэра?”. Налицо явный перебор. На подобные вещи избиратель сегодня уже не клюет. Любой опытный имиджмейкер знает, что на идеал покупаются немногие. Чрезмерное восхваление кандидата, выпячивание его достоинств отдаляют его от избирателей. Ключевой же задачей является как раз обратное – приземление образа кандидата, представление его одним из нас. Не воспринимается и реклама, построенная на перечне былых, зачастую одному только кандидату ведомых, заслуг.

Во время кризиса, когда у человека обостряется рациональная основа личности, его труднее обмануть, он более взыскательно и ответственно начинает подходить к оценке личных качеств кандидатов на властные посты, в конечном счете отдавая предпочтение тем, кто, образно говоря, строит мосты, а не воздушные замки.

Сегодня избирательная кампания подошла к тому рубежу, когда аутсайдеры выборной гонки в отчаянных попытках переломить ситуацию начинают бросать в бой тяжелую артиллерию – “черный пиар”(грязные технологии). Однако и тут существуют свои непреложные правила, игнорирование которых способно свести на нет весь эффект от подобных акций. Известно, например, что информация, вступающая в противоречие с нашим опытом или ранее усвоенными понятиями, в большинстве случаев нами отторгается. Обвинение отдельными средствами массовой информации Героя России в трусости и предательстве интересов государства выглядит настолько предвзято и абсурдно, что не столько убеждает избирателей, сколько раскрывает перед ними истинный смысл и цели подобных акций, во многом способствуя расширению базы его поддержки.

Или вот еще один пример. Известно, что нашими людьми давно и прочно усвоена истина “кто платит деньги, тот и заказывает музыку”, а потому появившиеся в разгар выборной кампании статьи обличительного характера в адрес основных конкурентов на должность мэра и заканчивающиеся маленьким, но существенным примечанием: “оплачено из фонда кандидата…” не только не достигают своей цели, но и через эффект бумеранга основательно дискредитируют заказчика. Как и всякого другого рода подделки, эти фальшивки не в цене. Потому и публикуют их газетки-однодневки с соответствующей репутацией.

Следует заметить, что выборы – сами по себе хорошая школа политического опыта. Избиратели постепенно учатся отличать настоящих людей от марионеток. Нормальная демократия у нас только складывается, вместе с ней приобретается и привычка людей голосовать и выбирать по рациональным основаниям и мотивам.