Объясняя мотивы своего выдвижения на третий срок, Юрий Горячев говорил месяца два назад на одной из “встреч с народом”, что дело сейчас не в нем, не в Горячеве. Он мог бы уйти и на пенсию, но… Дальше шли слова о судьбе области, хотя думал губернатор, скорее всего, о вещах более приземленных, о том, что ждет в случае его ухода его семью, и прежде всего старшего сына. Пока отец у власти, главе АО “Продовольствие” ничто не грозит, никто никаких вопросов задать ему не посмееет. А вопросов, как говорят, к нему накопилось много. Финансовые потоки его, под него созданной и раздутой, империи слишком тесно переплелись с областным бюджетом, чтобы у нового губернатора, кто бы им ни стал, не возникло желание все это

подробно изучить.

В области не любят

В политических и деловых кругах области наследнику Горячева дали прозвище “Сынок”. По словарю Ожегова, это ласковое обращение пожилого человека к мальчику, молодому мужчине. Но у слова “сынок” есть и другой смысл, уничижительный, который, вероятно, и имеют в виду, когда речь идет о первенце губернатора, поскольку в области его не любят. Его считают выскочкой, человеком самоуверенным и наглым, незаслуженно осыпанным милостями и разбогатевшим при покровительстве отца. Правда, отец это отрицает.

В интервью одной из местных газет в октябре 1997 года он говорит о сыне: “Окончил сельхозинститут, несколько лет работал агрономом, директором совхоза. Преобразовал его в Ассоциацию крестьянских хозяйств, вел дело толково и прибыльно (а все вокруг кричали: “Пропало село!”). Затем был избран председателем областного Крестьянского союза. А уж потом – директором АО “Продовольствие”. Должность куда прибыльней моей, но ведь в АО живут не на бюджетные средства, как мы, чиновники, а по принципу: “Как потопаешь, так и полопаешь”. Значит, хорошо топают…”

Этими словами отец вольно или невольно сына выдал. Сам Горячев-старший получает, судя по опубликованной недавно декларации, около 13 тысяч рублей в месяц, но говорит, что должность сына “куда прибыльней”. Пусть это будет 20 тысяч в месяц. Работники же входящих в АО “Продовольствие” хозяйств получают по нескольку сот (в СМИ говорилось даже о 300 рублях). То есть их попросту обдирают, ведь директор АО, перепродавая продукцию, кладет в карман в 60-70 раз больше, чем тот, кто продукцию производит. Возможно, сын губернатора так хорошо топает, а, может, просто лопает несоразмерно с тем, как топает. “Это он построил себе дом”, – говорит отец.

Усадьба

Особняк построен Горячевым-сыном в центре города, на участке, вдвое превышающем норму. Три года назад прокурор Ульяновска Евгений Новожилов попытался излишки земли изъять. Кончилось, однако, тем, что Новожилов уволился и уехал жить в Самару, а наследник губернатора остался в своей усадьбе. Земля, кстати сказать, была получена им в обход очереди. Но главный вопрос, открытый до сих пор, это вопрос о деньгах, на которые дворец был построен.

Из приведенных выше слов главы области должно как бы следовать, что деньги его сыну дала “прибыльная должность” в АО “Продовольствие”. Версия, может быть, и остроумная, но концы с концами в ней не сходятся. Дело в том, что директором АО Сынок стал в 1996 году, а землю под особняк выхлопотал в 1994-м. Выходит, в 1994-м деньги лежали у него уже в кармане или были на подходе.

Логично предположить, что он вывез их из села, где был директором, но эту информацию еще в марте 1997 года опровергла работавшая на Сынка газета “Град Симбирск”, ныне не существующая. Выделенный “уазик” Олег Юрьевич оставил, по данным газеты, селу. Не взял и причитавшуюся ему долю в уставном фонде. “Теперь, – писал “Град Симбирск”, – у него остались только депутатский мандат да свое крестьянское хозяйство в том же районе”. Оно – чтобы с голоду не помереть, “депутатство – это ведь не навсегда”. Словом, в город он уехал гол, как сокол.

Крестьянский след

Прояснить вопрос с деньгами на дом Сынка пытался в одном из изданий и нынешний обозреватель “Народной газеты” Калюков. “Горожане и селяне делятся с журналистами своими мыслями, – писал он в конце 1997 года, – подсказывают варианты расследований. Ну, например… они прямо сказали: “А почему никто не спросит, где молодой Олег Юрьевич взял деньги на такой вот дворец? Ведь побольше миллиарда ушло на строительство”. Дальше Калюков сопоставлял два документа. “В “Представлении” прокурора… говорится: “9.05.94 Горячев О.Ю. – житель с.Кременки Старомайнского района Ульяновской области – обратился к мэру Ульяновска (Ермакову. – Ред.) с заявлением на оформление земельно-правовых документов на участок под строительство индивидуального жилого дома по ул.Тухачевского, 21”. В “Постановлении губернатора Юрия Горячева от 15.06.94 говорится: “Управлению финансов области (Бородкова) предусмотреть в 1994 году расходы в сумме 4510000 тысяч рублей… на развитие крестьянских хозяйств области…”

“Деньги, – продолжал Калюков, – направились Крестьянскому союзу, которым руководил житель с.Кременки Олег Юрьевич Горячев, который именно в это время собрался строить себе дом в центре Ульяновска”. Дорасследовать историю до полной ясности Калюков не успел: перешел в “Народную газету” и начал верой и правдой служить Горячевым, отцу и сыну.

Кормилец

В Крестьянском союзе наследник губернатора задержался недолго. Сбежал в АО “Продовольствие” – спешно созданное объединение наиболее крепких хозяйств области. Словно по мановению волшебной палочки, в числе партнеров АО оказались даже такие киты, как птицекомбинат “Южный” и “Симбирск-мука”. Начало биографии “Продовольствия” было громким. АО объявили главным поставщиком продуктов в учреждения здравоохранения и образования. Можно сказать даже – главным кормильцем. Один из читателей “СК” в письме в редакцию прокомментировал это так: “Как здорово и “демократично” у нас устроена система! Тендер по выгоднейшим позициям на территории области выиграл сын губернатора, который к тому же является депутатом областной Думы. В составе Думы Горячев О. будет утверждать бюджет. В качестве губернатора Горячев Ю. будет этот бюджет исполнять, то есть финансировать продукты Горячева О. Горячев О. в качестве бизнесмена будет поставлять продукты в учреждения, которые контролируют “главы”, находящиеся в подчинении у Горячева Ю.”.

Начало конца

Но идиллия продолжалась недолго. Уже в начале 1999 года глава области вынужден был издать постановление, которым разрешил медицине и образованию закупать некоторые продукты помимо АО “Продовольствие”. А из самого АО был исключен целый ряд хозяйств, за нарушение, как сказал Олег Юрьевич, исполнительской дисциплины. По другой версии, хозяйства эти под крылом “Продовольствия” развалились, и взять с них стало нечего.

А сегодня затрещали и “киты”. Происходит опись за долги АО “Симбирск-мука”. Предприятие, снабжавшее хлебом почти всю область, уйдет за бесценок иногородним владельцам.

Учёный

Неудивительно поэтому, что появлись слухи о возможной смене губернаторским сыном места работы. Слухи появились сейчас, а мысли об этом родились у Олега Юрьевича, видимо, раньше. Где-то в подполье, без лишнего шума, для него была сделана диссертация, и однажды, несколько месяцев назад, он проснулся кандидатом сельхознаук. Говорят, что вот-вот станет доктором и возглавит сельхозакадемию. А ее нынешний ректор Зотов перейдет на должность заместителя председателя ЗС области, где он состоит пока рядовым депутатом.

Наследник

Все это, правда, не так просто, и к тому же не гарантирует наследника от неприятностей в случае смены губернатора. Да и амбиции у него не преподавательские. Замашки у Сынка другие. “Власть должна быть стопроцентно диктаторская”, – откровенничал он в газетном интервью два года назад. И это были не просто слова. Рассказывают, что так Горячев-младший ведет себя уже давно, привыкнув к мысли, что власть в области принадлежит и ему. Не занимая никакой должности в администрации, сын сплошь и рядом вмешивается в дела. Это он совместно с вице-губернатором Роговым вызвал весной на ковер членов Городской Думы и кричал на них, требуя уйти из депутатов. Его боятся даже заместители главы области, одного из которых он, по слухам, чуть ли не ударил в гневе по лицу. Но тот стоял руки по швам.

В начале предвыборной кампании люди Горячева искали выход на Шаманова, “чтобы договориться”. Схема заключалась якобы в следующем: Горячев сходит с дистанции, а Шаманов, став губернатором, назначает Олега Юрьевича членом Совета Федерации, то есть делает его сенатором. Шаманов, как говорят, от сделки отказался.

Теперь в городе будируется новая версия. Если Горячев-старший победит, его сын станет председателем Законодательного Собрания – вместо пошедшего “поперек батьки” Рябухина. А потом, на выборах 2004 года, окружение Горячева постарается сделать все, чтобы на место отца посадить его сына.