Сказать, что десятки тысяч жителей областного центра, которые каждое утро пересекают мост через Волгу, портят себе настроение – это не сказать ничего. В маршрутках и автобусах люди матерятся. Водители автомобилей добираются до работы с дрожащими руками. Вечные автомобильные пробки (особенно утренние) достали всех. А в последнее время они достали и сотрудников ГАИ, которые не в состоянии регулировать движение, когда транспорт движется в три-четыре ряда в одну сторону, зачастую занимая встречную полосу и выезжая на обочины. Но, как оказалось, это не основная проблема моста.

Переход страха

В последние годы число автотранспорта в области увеличилось в несколько раз. Соответственно, увеличилась и нагрузка на многострадальный автомобильный волжский мост. Последний раз обследование “здоровья” нашего моста проводилось аж в 1998 году комиссией Госстроя, присланной из Москвы. Выводы комиссии были неутешительны: “Мост работает в абсолютно ненормальном режиме. В условиях интенсивного движения на нем вполне вероятны крупные аварии с человеческими жертвами”. Комиссия рекомендовала закрыть мост для движения всех видов транспорта, а для грузовиков и автобусов в дневное время – немедленно. Да, вы не ошиблись – даже для автобусов в дневное время… Тогда в 1998 году “Молодежка” забила тревогу.

Прошло два с половиной года. Газета вернулась к разговору. Выяснилось, что в 2001 году на “дороге” через Волгу мало что изменилось. Правда, днем перестали ездить грузовики. Но “автодорожная часть” волжской нитки сильно ухудшилась. Тогда, два с половиной года назад, состояние дороги оценивалось в 3,2–3,4 балла по пятибалльной шкале. А пропускная способность моста составляла 1400 – 1500 единиц техники в час, вместо нормативных 958. Уже тогда многокиллометровые автомобильные пробки стали “традиционными”. В 2001 году “Молодежка” снова забила тревогу. Но, как и тогда, в 1998 году, власти снова не отреагировали…

Сентябрь 2003 года. По словам сотрудников ГАИ, мост ежечасно пересекают около 3 тысяч автомобилей. Такая интенсивность обеспечивает в среднем 104 аварии в год (ДТП), в том числе и с человеческими жертвами. Асфальт, которым когда-то просто закатали дорожные плиты, захирел настолько, что автотранспорт во многих местах двигается по разбитому голому бетону, из которого торчит арматура. А металлические стыки пролетных строений – швы – износились настолько, что заострились, как ножи. Не удивительно, если скоро они начнут резать шины автобусов и маршруток. По нашему мнению, состояние дорожного покрытия моста сегодня можно приравнять к нулю по пятибалльной шкале.

Навести порядок на мосту можно, если… найти его хозяина. Дело в том, что за состояние дорожного покрытия отвечает городской “Спецремстрой”, а все остальное – федеральная собственность.

По словам главного инженера МП “Спецремстрой” Петра Белова, с 1989 года и до сегодняшнего дня их организация заменила около 270 плит дорожного покрытия. За это время дважды укладывался асфальт. По мнению того же Белова, сегодня мост нуждается в срочном ремонте. В первую очередь – в новом слое покрытия. Но, как выяснилось, на ремонт волжского моста в 2003 году денег не было предусмотрено. Правда, в 2004 году мэрия обещает выделить 5-6 миллионов рублей. Но где гарантия, что деньги действительно будут?

А пока… Пока, по мнению “Молодежки”, попустительство властей всех мастей приводит к жестоким экспериментам над водителями и пассажирами. К экспериментам над людьми, итогом которых могут стать десятки и сотни жертв. Дай Бог, чтобы такого не случилось никогда. Дай Бог…

Пытаясь найти выход из ситуации с пробками, сотрудники ГАИ в этом году ввели так называемое реверсивное движение через мост. Это когда автомобили едут в одну сторону по двум полосам одновременно. Такое движение – не кардинальное решение проблемы, но хоть какой-то выход. ОблГАИ несколько месяцев назад обратилось в мэрию: найдите 300 тысяч рублей на подъездах к мосту установить светофоры… Ответа от городской власти ждут до сих пор.

Врез

Автомобильный мост через Волгу был построен в 1956 году. Пропускная способность моста – 958 единиц техники в час по одной полосе движения.

Праздник на мосту

“Приезжайте к нам на праздник! – пригласил журналистов “МГ” главный инженер Ульяновского отделения Куйбышевской железной дороги Василий Иванович Потапов и назначил место встречи – железнодорожный мост через Волгу. – Шестнадцатого сентября, в торжественной обстановке, мы будем укладывать новый пролет. Правда, при этом железная дорога будет закрыта на трое суток. Но это не беда – все идет по плану”. Как выяснилось в ходе разговора, совсем недавно МПС, обследовав железнодорожные пути через Волгу, твердо решило заменить 14 старых пролетов. Иначе не миновать беды. Железнодорожники запланировали менять по два пролета в год. Запланировали – и начали делать. Деньги у МПС есть, в этом году один пролет уже заменили (цена вопроса – 500 тысяч рублей), теперь настала очередь второго.

Каждые сутки по рельсам нашего железнодорожного моста “стучат” 20 составов. За последние 10 лет, по наблюдениям Потапова, нагрузка на железнодорожный мост увеличилась в 10 раз. Так что идею с заменой пролетов продиктовало время.

Однако “богатые тоже плачут”. Рельсы железнодорожного моста выходят на волжский косогор, который подмывает вода. Понадобились крутые меры, чтобы ветка не “утонула”. Ульяновские железнодорожники выложили линию из камней – “контрбанкет” до самой дамбы. Благодаря этому берег стал шире.

Новый мост с новой стороны

Волжские мосты – это “земля” для автомобильного и железнодорожного транспорта. Однако они напрямую связаны и с теми, кто бороздит волжские просторы. Мосты и воду роднят люди, которые ездят в автомобилях, поездах и плавают на водном транспорте. Это доказали сотрудники транспортной прокуратуры, проверившие безопасность судоходства на воде. Выяснился жуткий факт. Департамент автомобильных дорог Ульяновской области не обеспечил новый строящийся мост через Волгу навигационным оборудованием. Сигнальные огни на различных опорах периодически не работали. Любое судно рисковало повторить судьбу теплохода “Александр Суворов”, когда жертвами катастрофы стали 400 человек. С проходящих судов диспетчеру Ульяновского речного порта регулярно поступали сообщения, что не горят сигнальные огни. Об этом сделаны записи в журнале от 19 июля и в ночь с 22 на 23 июля 2003 года. Но меры не принимались. Прокурорам “вешали лапшу на уши”: мол, виноваты капитаны судов – они не поняли, что солнце отражается на сигнальных огнях и “гасит” их. Хотя жалобы на неработающее навигационное оборудование были и в 2001, и в 2002 годах. В адрес директора Департамента автомобильных дорог было вынесено прокурорское представление. Огни загорелись, но надолго ли?