или В чем провинилось перед властью население? Плохая им досталась доля. Имеется в виду депутатам ЗС. Проблем в области тьма, и чем дальше в лес, тем страшнее. Не вмешиваться в проблемы депутаты как избранники народа не могут. И они в них периодически вмешиваются, как, например, в прошлый четверг – при рассмотрении вопроса о подготовке жилищно-коммунального хозяйства области к зиме.

На заседание был приглашен глава обладминистрации Владимир Шаманов, но его в Ульяновске по обыкновению нет, опять выехал “на гастроли”. Исполнять его обязанности оставлен Михаил Шканов. “Почему он-то не пришел?” – спросил депутат Владимир Аладин. Вопрос очень серьезный, правительство его рассматривает, а Михал Иваныч не изволит даже явиться в Собрание. Председатель ЗС Борис Зотов пояснил, что с Михал Иванычем был разговор. Он сказал, что остался за губернатора, масса срочных дел (подготовка к зиме, похоже, – не из их числа. – Ред.), поэтому полномочия для доклада в ЗС он предоставил Александру Бударину.

Бударин, в свою очередь, отрекомендовался, что знает даже больше Шканова, поскольку, когда по проблеме шла интенсивная работа в Москве, “Михал Иваныч был в отпуске”, а он, Бударин, участвовал в большинстве заседаний и встреч. Поэтому все, что нужно, может пояснить. Справедливости ради надо сказать, что пояснить Александр Юрьевич может не только все, что нужно, но и вообще все. Такой уж он широкий человек, склада почти леонардодавинческого. Его, правда, с одинаковой пользой можно слушать, а можно и не слушать, как радио на кухне.

На заседании Бударин соглашался со всеми репликами депутатов, все проблемы признавал и журчал, журчал, журчал, то и дело вставляя в словесный поток связку “как бы”.

Великий смысл, наверное, в этом “как бы” можно было вскрыть, если бы этим занялся опытный психолог. Как бы выяснилось, как бы рассмотрели, как бы признали, проблемами как бы озабочены, к зиме как бы готовятся и вообще – как бы работают. Насчет зимы вице-губернатор, кстати, сказал, что не все от них зависит, есть еще и погода, но “нормальное прохождение отопительного сезона мы, конечно, гарантируем”.

После Бударина слово предоставили еще одному гаранту, мэру города Павлу Романенко. В список выступающих его включили, как он сказал, помимо его воли, он не хотел. И, видимо, поэтому говорил обиженным тоном, время от времени его повышая и, “как бы” ставя своих недоброжелателей на место. В число “недоброжелателей” мэра в последнее время попало большинство населения города, недовольное попытками Романенко вздернуть тарифы на тепло и воду. Мэр признал, что ульяновцы уже сейчас платят в два-три раза больше, чем, например, в Самаре или Казани. Но у нас бюджет разбалансирован, сказал он. Разбалансированный бюджет – главный конек Романенко, дающий ему, как он, наверное, считает, право делать с тарифами все, что угодно. И нечего, мол, тут с народом цацкаться.

Можно подумать, что такой бюджет – не итог трехлетнего правления мэра и его закадычного друга-губернатора, а что в область и конкретно в Ульяновск под покровом ночи прилетали инопланетяне, которые и разбалансировали бюджет. Ну, а поскольку мэр обижен на народ, он, видимо, думает, что именно народ подослал тех злых инопланетян. Заверяем Павла Михайловича: не подсылал их народ, вот то, что он избрал его мэром, а Владимира Анатольевича губернатором – это правда, был такой грех.

Связку “как бы” Романенко не употреблял, но, несмотря на это, и он казался закованным в непробиваемый панцирь чиновничьего безразличия и цинизма. Если в зале кто-то ждал, что через панцирь, может, хоть на секунду пробьется живой человек и скажет: “Мы, конечно, тоже виноваты, не справились”, – то ждал он зря – ничего подобного мэр не произнес. Завтра он опять будет давить на депутатов Гордумы, хлопать дверьми и рвать на груди нержавейку, требуя повышения тарифов. Так ему, мэру, надо. Депутаты лучше других знают и то, зачем ему это надо, и то, что никакого отношения к благополучию города и горожан это не имеет.

Мы не так часто обращаемся с чем-либо к Думе, сегодня тот самый редкий случай, когда мы это делаем: уважаемые депутаты, не приносите в жертву личной карьере Романенко ни горожан, ни свою репутацию. Не утверждайте тарифы, а мэру посоветуйте вспомнить, что он говорил и кому обещал служить, когда шел три года назад на выборы.