Бюджет Ульяновской области за четыре года правления губернатора Шаманова так и не стал бюджетом развития. Мечта об этом осталась в зародыше. В 2004 году денег вновь не хватает абсолютно на все. Отчасти виной тому бюджетная система России, отчасти – неспособность местной власти активизировать экономику.

Потребности не закрываются

После окончательного принятия облбюджета-2004 основные разделы расходов выглядят так: на промышленность, энергетику и строительство – 193 млн руб., на сельское хозяйство и рыболовство – 274 млн, на транспорт, связь, информатику – 98,5 млн, на ЖКХ – 662,7 млн, на образование – 523,6 млн, на здравоохранение и физкультуру – 1,09 млрд руб., на социальную политику – 586,7 млн руб., на культуру – 93 млн, на СМИ – 45,6 млн, на государственное управление – 283 млн. По сравнению с прошлым годом израсходовать по всем направлениям предполагается несколько больше. Да и весь облбюджет в целом подрос на миллиард: расходы составляют 6,24 млрд руб. при дефиците в 300 млн. Но успевает ли этот рост за инфляцией и повышением всяких тарифов?

По оценкам различных специалистов, областная казна в этом году не сможет закрыть потребности здравоохранения и образования хотя бы наполовину, культуры – на 60 процентов, сельского хозяйства – на 70 процентов. Причем потребности минимальные, а не заоблачные. Речь не идет об оснащении, скажем, наших роддомов оборудованием, способным сохранить жизнь очень недоношенным младенцам. Недостает порой самого необходимого, что должно быть под рукой при появлении человека на свет. На льготный проезд ветеранов в автотранспорте выделено 8 млн руб., а требуется, по обоснованиям перевозчиков, 66 млн. Так и не нашлось в казне денег на восстановление региональных доплат бюджетникам, за которое ратовали многие депутаты ЗС.

По сравнению с прошлым годом значительно снижены субсидии на компенсацию выпадающих доходов муниципальным предприятиям ЖКХ от оказания коммунальных услуг населению. Но расходы на это вряд ли уменьшатся, себестоимость топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) только растет. Значит, остается предположить, что разработчики бюджета-2004 предусматривают очередное повышение тарифов на коммуналку для ульяновцев.

На погашение долгов по «книжным» для педагогов намечено выделить 6,3 млн руб. – это половина имеющейся задолженности. По детским пособиям предполагается вернуть 60 млн руб. долгов (10 – из облбюджета, 50 – из федерального), но останется еще 170 млн.

В нынешнем бюджете 6 млн руб. заложено на программу «Школьный автобус», 5 млн – на обеспечение школ спортинвентарем, 4 млн – на компьютеризацию, 4 млн – на оздоровительную кампанию детей и подростков, 53,5 млн – на лечение в диализном отделении облбольницы. Специально выделяем некоторые социальные аспекты, чтобы люди знали, на что можно рассчитывать в 2004 году. Хотя и это далеко не все осуществится.

Вечный должник

Пессимистический прогноз основан на многих факторах. Во-первых, львиную долю нашей скудной казны съедают зарплаты бюджетников и расходы на ТЭР. Волей-неволей приходится ломать весь главный финансовый закон области. Во-вторых, при проверке исполнения облбюджета коронной фразой аудиторов становится: «финансирование расходов осуществлялось непропорционально и неравномерно». За это никого не наказывают. В-третьих, бюджет-2004 имеет дефицит, который еще надо постараться закрыть. А в течение года размер нашего бюджета никогда не увеличивался за счет собираемости основных доходов (исключение – подоходный налог). Остается брать кредиты. Но с кредитами беда: Ульяновская область сегодня и без того имеет бешеные долги.

В текущем году почти 204 млн руб. мы обязались заплатить Чубайсу по реструктуризации старой задолженности перед РАО «ЕЭС». Текущая задолженность области перед энергетиками тоже идет на сотни миллионов. Кроме того, в облбюджете предусмотрено погашение основной суммы государственного долга Ульяновской области в размере 274 млн руб. Много, но этого недостаточно. Согласно долговой книге области, как сообщает прокуратура, размер долговых обязательств, подлежащих уплате в 2004 году, составляет более 2,6 млрд руб.! Речь не только о развитии – о стабилизации в регионе не идет.

Если Москва может на госдолг слегка закрыть глаза, то все другие негативные факторы ульяновского бюджетного процесса остаются.

Помощь наоборот

Наполнить казну можно, если расшевелить экономику. Но это долгий и трудный путь. Можно и по-другому: улучшить финансовые отношения с федеральным центром, снискать благоволения в столице. Временно поможет.

Однако Москва нас пока не балует. В январе при обсуждении бюджета области в первом чтении начальник облфинуправления Игорь Козин сказал, что в область передано расходов на 300 млн руб. без источников финансирования. Особым участием в федеральных программах Ульяновск тоже не может похвастаться, хотя представительству обладминистрации при правительстве РФ в Москве в этом году выделяется ульяновских денег на миллион больше – 5,8 млн руб. Это щедрее, чем на все племенное дело в областном животноводстве.

Однако софинансирование почему-то развивается в обратном направлении. В 2004 году область предложила Ульяновску и Димитровграду половину средств на инсулины, часть денег на бесплатные лекарства по Закону РФ «О ветеранах» выделить из собственных бюджетов. У мэра Ульяновска Романенко есть и другие претензии к принятому облбюджету. Градоначальник собирается отстаивать свою позицию через суд.

Первоапрельское

Историческую фразу Станиславского «не верю» можно отнести к некоторым моментам, сопровождающим каждое принятие бюджета Ульяновской области. Вот они:

– принятие бюджета позволит заметно увеличить приток федеральных денег в область;

– без бюджета будем жить еще хуже;

– аплодисменты и радость глав районных администраций;

– работа над бюджетом следующего года начнется уже сегодня.

Во все это мало верится и после 1 апреля.